Открылся American Film Market 2015
Кинорынок проходит в Лос-Анджелесе
В Лос-Анджелесе вновь заработал Американский кинорынок, крупнейшее собрание мировых продавцов и покупателей кинопродукции, из которого по доброй воле самоустранились многие студии—мейджоры США. За кипучей жизнью киноиндустрии, центр которой на этой неделе находится в отеле Loews Santa Monica Beach, наблюдает ВЛАДИМИР БОРОВОЙ.
American Film Market 2015 не может похвастать громкой историей, которая сгодилась бы для заголовка новостей. Год назад, если помните, на рынке происходило эпическое сражение между VOD-гигантом Netfilx и The Weinstein Company за права на интернет-распространение грядущей картины Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка». Несмотря на то что дело ничем не закончилось, шум в медиа поднялся изрядный.
В этот раз на повестке дня больше текучки и меньше интриг и скандалов. Хотя многие хотели бы обсудить байерскую политику той же Netflix, которая пытается устранить конкурентов в сегменте video-on-demand, предлагая за права на релиз сумасшедшие деньги. Это, в свою очередь, приводит к фрагментации рынка и исчезновению из репертуара VOD-ресурсов самых горячих и популярных картин. Но на количестве громких имен и многообещающих премьер на AFM это никак не отразилось. Один только Лиам Нисон появится в трех проектах, представляемых на рынке. В списке знаменитостей можно отыскать Николь Кидман, режиссера Спайка Ли, в проекте которого Chiraq будут заняты Уэсли Снайпс и Ник Кэннон.
Россия, пару лет назад начавшая набирать вес среди регулярных посетителей рынка, несмотря на всем известные причины, своих позиций не утратила и по совокупным итогам продаж рассчитывает оказаться в числе лидеров нынешнего рынка. Как считает Екатерина Мцитуридзе, глава компании «Роскино», уже пятый год в качестве партнера представляющей страну на AFM при активной помощи ПАО «Аэрофлот» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, экономические издержки на амбициях отечественных киноделов сказались отрезвляющим образом. В этом же русле высказался генеральный директор компании RWS Юрий Сапронов, комментируя привезенный в Калифорнию проект боксерской драмы «Версус» (режиссер Нурбек Эген),— «мощных продаж не ждем, но хотим вызвать интерес». Это может и получится, если учесть, что в фильме играет реальный чемпион мира по смешанным единоборствам голландец Мелвин Мануф, музыку пишет американский композитор Пол Миллс, а окончательный монтаж осуществляет заслуженный специалист из США Шон Албертсон, знающий толк в боксе: он занимался картинами «Рокки Бальбоа» и оригинальным американским «Воином».
Тренд на зарубежную копродукцию составляет заметный интерес для компании Star Media. В частности, на AFM она представляет 12-серийный телепроект «Мата Хари», где наравне со Светланой Ходченковой и Ксенией Раппопорт играют Джон Малкович и Ваина Джоканте («99 франков»), а вместе с российским оператором Олегом Лукичевым трудится многообещающий француз Джулиус Берг.
Не менее активно берет в оборот зарубежных покупателей компания Riki, которой принадлежат бренды «Смешарики» (Kikoriki в экспортном варианте) и «Фиксики». Илья Попов, генеральный продюсер компании, всячески подчеркивает, что приоритетным для Riki остается российский рынок, но от соблазна отвоевать часть заграничной аудитории сложно отказаться. Для удобства потенциального байера компания предлагает полнометражных «Смешариков» в виде франшизы из трех фильмов — один уже вышел в 2012-м, второй ожидается в марте 2016-го, релиз третьего назначен на лето 2017-го. Российская анимация вообще является одной из самых привлекательных для инвесторов и покупателей сегодня: во-первых, ее производство сильно подешевело и стало составлять заметную конкуренцию Индии и Китаю, во-вторых, опыт прошлых лет показывает, что жанр успешно выступает как в полном метре, так и в сериалах. Так что по сравнению с прошлым годом, как сообщил господин Попов, его компания удвоила объем выпускаемой продукции, в планах на 2016-й — новое удвоение.
Несмотря на локальные успехи, в целом положение российских покупателей и продавцов далеко не идеально, и вообще, как верно заметил независимый закупщик Евгений Пивоваров, «все совсем иначе, нежели в тучные времена». Однако на фоне упавших закупок есть и хорошие новости: например, впервые за долгое время продавцы самостоятельно сбавляют цены для российских закупщиков (причем падение составляет от 3 до 10 раз!). И вообще зарубежные представители киноиндустрии склонны проявлять неожиданную лояльность к своим российским коллегам. По мнению главы «Роскино» Екатерины Мцитуридзе, «мировое кинематографическое сообщество — одно из самых сплоченных из всех профессиональных медиасообществ, и в кино не так важно, из какой страны фильм или режиссер, а какого качества продукт». Будем надеяться, что такое позитивное отношение напрямую отразится на результатах российских сделок на AFM.