«Уже все сбились считать, сколько забастовок было у Lufthansa»
Бортпроводники Lufthansa продолжают недельную забастовку
Авиакомпания Lufthansa отменила почти 300 рейсов на пятницу. В самом концерне пояснили, что это связано с забастовкой бортпроводников в Германии. Ситуация затронет более 37 тыс. пассажиров. Также отменены вечерние рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга во Франкфурт-на-Майне. Собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Германии Олег Зиньковский ответил на вопросы ведущего радио новостей Марата Кашина.
— О том, что состоится эта забастовка, стало известно еще 5 ноября днем, если я ничего не путаю. Как отреагировали пассажиры? Они попытались сдать билеты, или это было уже невозможно сделать без финансовых потерь?
— Нет, Lufthansa обещала всем, кто не сможет вылететь или прилететь из-за забастовки, 100% компенсацию денег, которые были потрачены на билеты. Другое дело, что, во-первых, не все успели, во-вторых, Франкфурт — крупнейший в Германии, даже в Европе, аэропорт Fraport используется во многих международных межконтинентальных рейсах как аэропорт транзита. Из Индии в частности, из Азии летят люди в Америку, предположим, с промежуточной посадкой во Fraport. И сотни, если не тысячи людей застряли во Франкфурте-на-Майне, не будучи в состоянии вылететь дальше. Более того, у них проблемы, связанные с тем, что у многих нет шенгена, они не могут выйти в город.
Lufthansa предоставила всем пассажирам, у которых гражданство Германии, шенгенскю визу, бесплатные номера в гостиницах для того, чтобы можно было провести какое-то время, пока вылетит их борт, в городе комфортно переночевать. Эти люди-транзитники такой возможности не имеют. Для них прямо в транзитном терминале аэропорта Fraport во Франкфурте-на-Майне поставили раскладушки, обеспечивают их питанием, всем необходимым, но они не могут покинуть транзитый терминал.
— Сотрудники Lufthansa регулярно бастуют. Пожалуй, Lufthansa — №1 в этом смысле авиакомпания в мире. Какова схема поведения пассажиров вообще в этой ситуации, ведь они уже привыкли? Что они делают? Приезжают в аэропорт и сидят, ждут, что их обеспечат питанием, гостиницу предоставят, и, наконец, они улетят. Или все-таки они сидят дома и следят за информацией?
— Конечно, все по-разному. Во-первых, забастовкой сейчас затронуты только два аэропорта в Германии — Франкфурт-на-Майне и Дюссельдорф. Берлин, например, Мюнхен, практически остались не задействованы. Люди, которые живут во Франкфурте, в Дюссельдорфе, и те, которые смотрят телевидение и узнают обо всем этом, наверное, просто не поедут в аэропорт — это было бы бессмысленно. Я думаю, что это совершенно разные индивидуальные ситуации. Главное, что, во-первых, можно получить полную компенсацию за билет, потом Lufthansa обещает размещение тем, кто застрял и кому некуда деваться. А что касается отношения пассажиров, вы совершенно правы, сотрудники Lufthansa и менеджмент Lufthansa находятся в каких-то бесконечных конфликтах друг с другом. Уже все сбились считать, сколько забастовок было. Причем, бастуют разные подразделения: то пилоты, профсоюз Cockpit, в данном конкретном случае бастуют бортпроводницы и бортпроводники, стюарды, которых на Lufthansa трудятся 19 тыс. человек. Они требуют для себя улучшение пенсионного обеспечения, и месяцами ведутся тарифные переговоры, конфликт затянувшийся, стороны уперлись, как это говорится. И это очередная забастовка, причем самая длинная в истории забастовок бортпроводников.
— Чуть ли не о неделе говорят?
— Да, на неделю, до следующей пятницы, правда, нужно уточнить, что в воскресенье вроде бы они бастовать не собираются по каким-то гуманитарным соображениям, но в субботу будут. И менеджмент компании не пойдет на удовлетворение требований, скорее всего, потому что история забастовок по Lufthansa показывает нам, что никто не собирается идти на попятный, тогда забастовка продлится до следующей пятницы.
Конечно, она затрагивает рейсы на Россию, как вы уже упомянули, вечерние рейсы из Москвы и Петербурга не полетят, соответственно, не вылетят дневные из Германии в Россию. Должны были быть два из Франкфурт-на-Майне в 16:30, в 18:30 по среднеевропейскому, в Москве +2, и они просто не полетели. Соответственно, не полетел борт на Петербург.
— Обычно бастующие не добиваются выполнения своих требований, правильно я понимаю?
— Получается так, и бастуют потом дальше.
— Тем не менее, они снова и снова идут этим же путем, потому что другого способа надавать вроде как и нет?
— Нет, мирным путем за столом переговоров они не могут добиться от менеджмента удовлетворения своих требований, менеджмент в свою очередь считает, что эти требования завышенные и несправедливые, и так они бодаются друг с другом.
— Теряет ли из-за этой ситуации Lufthansa своих пассажиров, есть ли какая-то статистика на этот счет?
— Относительно потери пассажиров сказать не могу, особо-то, собственно говоря, некуда и переключиться, у нас, понятно, Air Berlin есть, я не думаю, что Lufthansa теряет пассажиров, но я думаю, что Lufthansa теряет на этом большие деньги.
— Это да.
— И речь идет о десятках миллионов в результате многодневных забастовок, если сегодня, как вы уже сказали, 37,5 тыс. пассажиров затронуто, это 37,5 тыс. людей, которые заплатили деньги за билеты, если даже несколько тысяч сдадут эти билеты, плюс простой самолетов, огромное количество каких-то эксплуатационных издержек, недополученная прибыль, — все это складывается в десятки миллионов евро.
— Получается, раз руководство Lufthansa не идет на попятную, на уступки, ей дешевле неделю забастовки пережить, чем повысить зарплату сразу всем, например, летчикам, пилотам или в данном случае бортпроводникам?
— Совершенно верно, я так думаю, что бухгалтеры Lufthansa сидят и считают, что в конце концов компании выгоднее, действительно перетерпеть неделю, либо удовлетворить требования по пенсионным обеспечениям 19 тыс. бортпроводников.
— Интересно, как долго должна продлиться забастовка, чтобы это стало уже невыгодно руководству Lufthansa?
— Об этом мы можем только гадать.