Защищенный госзаказ
Большая часть нарушений правил проведения конкурсов по госзакупкам связана с неосведомленностью заказчиков и исполнителей об изменениях норм законодательства, а также из-за обычной невнимательности сторон.
ИД "Коммерсантъ" при поддержке компании МТС провел в Санкт-Петербурге круглый стол "Госзаказ для руководителей. Актуальные изменения в законодательстве. Тенденции на 2016 год". В его рамках эксперты рассказали о последних рабочих нововведениях на рынке госзаказа, а также о типичных ошибках проведения конкурсов, которые достаточно легко выявляют контролирующие органы.
Специалисты рынка госзаказов считают, что большая часть нарушений в проведении конкурсов связана со слабым знанием заказчиком и исполнителем законодательства в сфере госзакупок, неосведомленностью о последних принятых нововведениях. Также нарушения в закупках совершаются из-за небрежного оформления контрактов. Именно достаточно простые ошибки, считают эксперты, зачастую ведут к аннулированию конкурса.
Директор филиала МТС "Северо-Запад" Дмитрий Рылов, открывший мероприятие, отметил, что последние полтора года наблюдается ухудшение финансирования как коммерческих компаний, так и государственных структур. "Происходит это по ряду причин. Частные организации лишены дешевого кредитования, в том числе и западного, госпредприятия сужены в рамках бюджетных возможностей. В данных ограничительных условиях важно эффективно работать с госзаказом. Так как законодательство в данном сегменте постоянно меняется, необходимо знать обо всех новшествах, чтобы избежать возможных конфликтов между заказчиками и участниками тендеров", — подчеркнул он.
Курс на импортозамещение
По словам начальника отдела по работе с государственными заказчиками корпоративного центра ПАО "МТС" Сергей Бабунова, являющегося также независимым экспертом рынка госзакупок, многие изменения, внесенные в последнее время в законодательство, регулирующее сферу госзакупок, связаны с курсом страны на импортозамещение. Это вполне логично, считает он, так как сама работа с господрядчиками, по своей сути, изначально предполагает поддержку российского производителя.
В частности, в августе вступили в силу поправки в 223-ФЗ, запрещающие офшорным компаниям доступ к госзакупкам. Проверять, не является ли участник закупок "чужим", будут профильные комиссии, а также сам госзаказчик. Сведения об учредителях компании, пожелавшей принять участие в конкурсе, будут черпаться из выписок ЕГРЮЛ и других документов.
"Стоит обратить внимание, что раньше выписки ЕГРЮЛ в ФНС выдавались бесплатно. Однако с середины августа стали платными, если предоставляются на бумаге. Поскольку законом не урегулирован способ получения данной справки, то можно затребовать ее электронную версию, которая остается бесплатной. Такая выписка должна иметь электронную подпись", — рассказывает господин Бабунов.
Специалист добавляет, что организаторам конкурсов также стоит внимательнее относиться к странам происхождения закупаемого товара. Далеко не все сейчас разрешено в использовании для государственных нужд из-за введенных санкций. В частности, есть запреты на закупку отдельных видов продукции машиностроения, строительной техники, товаров медицины, если у них есть российский аналог.
Сами поставщики продукции должны быть также внимательны в указании страны происхождения продукции. В заявке должна быть указана только одна конкретная страна — производитель. "Конечно же, это усложняет подготовку подрядчика к конкурсу, когда предполагается крупная поставка однотипной продукции, которая может производиться в разных местах. Но закон есть закон. Необходимо выбирать только одну страну и соответствовать заявке, если не хочется иметь проблем с ФАС", — подчеркнул Сергей Бубнов.
Кроме того, отмечает эксперт, согласно разъяснению Минэкономразвития, вышедшему в апреле этого года, поставщик в своих заявках должен быть конкретен в цифрах. Диапазонные значения характеристики товара, если это не определено ГОСТом или поставщиком, запрещены и могут стать причиной отказа в допуске к конкурсу.
Стоит добавить, что Минэкономразвития в мае в специальном письме также пояснило правила оплаты работ или поставки продукции, если исполнение контракта не разбито на отдельные этапы. Ранее данная неопределенность в случае спорных моментов усложняла вынесение судебных решений. Согласно выводам чиновников, даже если этапность не была прописана контрактом, это не означает, что ею можно не пользоваться. Если в рамках контракта будут проводиться приемки части продукции, то это можно считать этапом и проводить оплату. При этом заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в ЕИС, а также проводить экспертизы каждого отдельного этапа.
Погружение в интернет
В рамках круглого стола его участники обсудили и новшества, которые затронут сферу госзаказа в 2016 году. В частности, ожидается полный переход проведения госзакупок в электронную форму. Предполагается, что за счет полного погружения в интернет будет упрощена процедура участия в конкурсах организаций и повысится конкуренция на торгах.
"С одной стороны, это действительно упрощение доступа к участию. С другой стороны, появляются новые риски. В частности, связанные с открытостью рынка, доступ к которому будут иметь все. Кроме того, из-за возникновения технических сбоев на электронной площадке заказчик может сделать какие-то ошибки в определении победителя конкурсов", — предполагает Сергей Бубнов.
Специалист поясняет, что, согласно нововведениям, если их утвердят, теперь первую часть заявки заказчик будет рассматривать на предмет соответствия анонимности. В настоящее время анонимность необязательна, и поставщик о себе может заявить в первой части заявки. Другая особенность заключается в том, что цену и количество баллов поставщик в личном кабинете будет видеть только свои. Тем самым недобросовестный заказчик не сможет помочь дружественному поставщику дополнительной информацией о конкурентах.
Кроме того, в электронных торгах закрепляется понятие переторжка, чего раньше в 44-ФЗ не было. В рамках этого механизма на три часа будет открываться поле, участники торгов будут понимать, что они дошли до следующего этапа, и видеть лучшую цену контракта. При этом им дается возможность эту цену сбить. Еще одно нововведение — в подсчете баллов. Теперь это будет делаться автоматически, по определенной методике, без участия в таком подсчете самих членов комиссии, которые могут "накрутить" или убрать по своему желанию определенные баллы.
По мнению эксперта, несмотря на то, что нововведения кажутся достаточно жесткими, они действительно направлены на развитие рынка госзаказа. За счет новшеств улучшится прозрачность проведения торгов и снизятся расходы заказчика на госзакупки, если механизм электронных торгов будет работать отлаженно.