У потерпевших не осталось претензий к подсудимым
Один из обвиняемых в хищении средств Северной верфи перечислил названную следствием сумму ущерба
Хамовнический райсуд Москвы завершил судебное следствие и объявил перерыв для подготовки сторон к прениям по громкому уголовному делу о хищении почти 40 млн рублей ОАО "Северная верфь", входящего в ОСК. Обвинение в мошенничестве предъявлено экс-главе юридического департамента ОСК Илье Новосельскому, бывшему корпоративному секретарю верфи Людмиле Бикбаевой и двум юристам столичной юридической компании ООО "Самета". Все фигуранты дела отрицают свою причастность к инкриминируемому им деянию.
Поводом для возбуждения уголовного дела стали результаты проверки прокуратурой Петербурга контракта ОАО "Северная верфь" с московской юридической фирмой "Самета", заключенного в 2012 году. По условиям договора, юристы должны были оспорить в арбитраже претензии налоговиков к корабелам, составляющие почти 1 млрд рублей. За эту работу "Самета" получила вознаграждение в размере почти 40 млн рублей. Однако прокуратура сочла контракт сомнительным и передала материалы проверки следствию, которое возбудило уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Следствие пришло к выводу, что вся работа по оспариванию налоговых претензий на самом деле была выполнена сотрудниками Северной верфи.
В ходе расследования обвинение было предъявлено экс-генеральному директору Северной верфи Александру Ушакову, Илье Новосельскому, Людмиле Бикбаевой, гендиректору "Саметы" Дмитрию Громыко и юристу Людмиле Баталовой. По версии следствия, Илья Новосельский отдавал указания Александру Ушакову о заключении контракта с "Саметой" и перечислении ей денег. Остальные фигуранты дела, по предварительным данным, занимались подготовкой необходимых документов.
Первым было рассмотрено выделенное в отдельное производство дело Александра Ушакова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве. Дзержинский райсуд Петербурга рассмотрел дело в особом порядке и приговорил Александра Ушакова к трем годам лишения свободы условно.
Дело остальных фигурантов расследования сначала передали в Кировский райсуд Петербурга, однако защита ходатайствовала о передаче дела в Хамовнический райсуд Москвы — по месту окончания преступления. По мнению адвокатов, преступление было закончено после того, как деньги поступили на счета "Саметы", которая находится на территории, подсудной именно московскому суду. В итоге дело после прохождения апелляционной инстанции было передано в Москву.
Как стало известно "Ъ", судебное следствие завершено. Позиция подсудимых не изменилась: они по-прежнему настаивают на своей невиновности. В частности, адвокат Ильи Новосельского Георгий Одабашян подчеркивает, что обвинение его клиента построено только на показаниях бывшего руководителя Северной верфи. "Мой подзащитный не мог отдавать никаких указаний Ушакову. Согласно уставу компании, Ушаков принимал решения по сделкам единолично, за исключением тех, по которым требовалось разрешение совета директоров компании. По сути, Ушаков совершил самооговор и оговорил моего подзащитного", — утверждает господин Одабашян.
За время процесса Дмитрий Громыко перечислил почти 40 млн рублей на счета Северной верфи — сделано это было только в связи с предъявленным обвинением. В свою очередь, представители Северной верфи (потерпевшей компанию признал только Хамовнический суд по ходатайству прокуратуры, в материалах дела в качестве компании, пострадавшей от действий подсудимых, было указано ООО "Северо-Западный центр судостроения") подали заявление об отсутствии претензий, хотя и не заявляли иска к подсудимым.