Полигоны внедрения
СЕРГЕЙ ДОНСКОЙ, министр природных ресурсов и экологии РФ, отмечает, что именно прошлый, 2014 год, ставший рекордным по объемам финансирования геологоразведочных работ, позволил обеспечить в стране расширенное воспроизводство по многим видам полезных ископаемых. Но теперь еще острее встал вопрос привлечения в геологоразведку инвесторов, прежде всего частных.
В целом за последнее десятилетие затраты компаний на проведение геологоразведки на нефть и газ поступательно увеличивались с 47,8 млрд руб. в 2004 году до 348 млрд руб. в 2014 году, за исключением кризисного 2009 года и последующих 2010-2011 годов. Также значительно выросли выделяемые на эти цели средства федерального бюджета: с 2,2 млрд руб. в 2004-м до 16,3 млрд руб. в 2014-м.
Простое воспроизводство цели
Несмотря на ожидаемое снижение инвестиций и физических объемов геологоразведочных работ в 2015 году, полученные от компаний данные говорят о выполнении плановых показателей. Прирост запасов категорий АВС1 + С2, по данным за первые девять месяцев 2015 года, составляет по нефти и конденсату 533 млн тонн, газу — 550 куб. м, углю — 716 млн тонн, рудному золоту — 350 тонн, алмазам — 11,16 млн карат, меди — 6 млн тонн. По итогам 2015 года мы ожидаем прироста запасов промышленных категорий АВС1 — 710 млн тонн нефти и конденсата и около 700 млрд куб. м газа, что незначительно превышает простое воспроизводство запасов, то есть уровень добычи.
В то же время объем финансирования за счет средств федерального бюджета в 2015 году снижен до 13,1 млрд руб. — почти на 20%. Можно констатировать сложную неблагоприятную конъюнктуру на рынках сырья, цена на нефть обновила десятилетний минимум, упали цены на твердые полезные ископаемые — все это, конечно, сказывается на состоянии отрасли. В этих условиях мы прежде всего должны поддержать добычу там, где она ведется сегодня и характеризуется относительно низкой себестоимостью.
При этом необходимо продолжить поиски в новых районах — там, где есть перспективы и возможность новых крупных открытий. Также требует внимания изучение и освоение трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых, которые представляют мощный резерв в поддержании достигнутого уровня добычи в будущем.
Наша задача — удержать достигнутый уровень геологоразведки за счет замещения выпавших государственных средств частными капиталовложениями. Для этого необходимо создавать максимально благоприятные условия для инвесторов.
Заявительный принцип
Первый блок — снижение административных барьеров. В 2014 году мы отменили экспертизу проектной документации на бурение всех видов скважин — направлять на нее проекты и получать разрешение на ввод их в эксплуатацию теперь не нужно. Определен статус подтоварных вод, их закачка в пласт больше не требует платы за негативное воздействие на окружающую среду. Внедрен заявительный принцип предоставления в пользование участков недр в целях геологического изучения. Это вызвало резкий рост числа заявок. Так, по твердым полезным ископаемым за 2015 год предоставлено 215 участков недр, 285 заявок находится на рассмотрении.
Мы разработали законопроект, касающийся конкретизации условий лицензирования и проведения торгов, и внесли на рассмотрение в правительство. Работаем над возможностью неоднократного и более чем 20-процентного расширения границ лицензионного участка. Установлена возможность использования сервитута для сферы геологического изучения и разведки, тем самым исключена необходимость аренды.
В июне приняты поправки в закон "О недрах" о создании единого фонда геологической информации — государственной информационной системы, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах. В результате фонд геологической информации станет основой для подготовки отраслевых документов стратегического планирования, позволит эффективнее вести государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Внесенные изменения в законодательство о недрах создают условия для роста инвестиционной привлекательности недропользования и конкуренции на рынке. Будут защищены права правообладателя геологической информации.
В 2015 году мы начали системную работу по актуализации всех лицензий на пользование недрами, выданных с начала 1990-х, и планируем завершить ее до конца 2016 года. В рамках разовой актуализации лицензий мы планируем решить целый комплекс задач — закрепить четкие обязательства недропользователей в интересах развития минерально-сырьевой базы страны и снижения административных барьеров, обеспечить отражение в лицензиях и проектных документах новых законодательных требований. По данным на конец октября, с начала текущего года актуализировано более 600 лицензий.
На повышение эффективности недропользования нацелено внедрение с 2016 года новой классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов.
Льготный старт
Второй блок — экономическое стимулирование геологоразведки. В этом направлении нам удалось ввести льготы по налогу на добычу природных ископаемых для резидентов территорий опережающего развития, налоговые каникулы по НДПИ для Сибири и Дальнего Востока. Установлена возможность рассрочки стартовых платежей, чтобы деньги, которые недропользователь раньше должен был сразу отдать государству, шли на обустройство и скорейший ввод месторождения в эксплуатацию.
Мы завершаем разработку системы вычета расходов на геологоразведку из налоговой базы по налогу на прибыль. Предлагаем применить к этим расходам повышающий коэффициент — в три с половиной раза для Дальнего Востока и в два раза для остальной части страны. Это, несомненно, станет стимулом для инвестиций в геологоразведку.
Обязательство победить
И еще один важный блок — институциональный — развитие научно-производственной базы в сфере геологического изучения и разведки. В текущем году мы фактически завершили консолидацию предприятий, находящихся в государственной собственности и оказывающих сервисные услуги, под эгидой единого государственного холдинга "Росгеология". Работаем над тем, чтобы "Росгеология" стала центром компетенций и активным участником рынка услуг в сфере геологоразведки на стыке государственного и частного капиталов.
Отдельно следует сказать об усилиях для интенсификации вовлечения в оборот трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). В течение двух лет мы создали три полигона: в ХМАО, Томской области и Республике Татарстан, на которых будем отрабатывать технологии изучения и освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.
Для того чтобы ТРИЗ стали дополнительным фактором поддержки уровня добычи нефти и газа, необходимо кардинально упростить предоставление таких участков недр в пользование. Сейчас мы прорабатываем модель безбарьерного лицензирования, согласно которой компания получает участок недр, содержащий трудноизвлекаемые запасы нефти, по заявительному принципу. Единственное обязательство — через четыре года выйти на опытно-промышленную разработку либо выйти из проекта.
Считаем, что все перечисленные меры позволят компенсировать негативные тренды, связанные с осложнением макроэкономической ситуации в стране, обеспечить рост инвестиций в геологоразведку, внедрение инноваций в технологии извлечения нефти и газа, сохранить высокий темп воспроизводства запасов и уровень добычи.