К версии о теракте надо прислушаться
Следствие ждет подтверждения природы постороннего шума в записи «черного ящика» A321
Предварительная расшифровка «черных ящиков» российского самолета А321, разбившегося на Синайском полуострове 31 октября, не дала окончательного ответа на вопрос о причине катастрофы. Наличие постороннего шума в записи звукового регистратора в момент, предшествовавший катастрофе, казалось бы, подтверждает ставшую доминирующей «террористическую» версию. Однако российские следственные органы пока не добавляют в уголовное дело о крушении лайнера соответствующую статью УК, дожидаясь формальных оснований, которыми могут стать результаты лабораторных экспертиз обломков самолета, фрагментов тел погибших и записей самописцев.
О том, что из «черных ящиков» российского А321, разбившегося на Синайском полуострове, извлечена вся имевшаяся там информация, в минувшую субботу сообщил руководитель египетской комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Айман аль-Мукаддам. Вскоре эту информацию подтвердил Межгосударственный авиационный комитет.
У специалистов из разных стран (напомним, в расследовании участвуют эксперты Египта, России, Франции, Германии и Ирландии) не вызвала расхождений во мнениях запись бортового параметрического регистратора (FDR), фиксирующего работу систем самолета. Как следует из его записи, FDR прекратил работу в ходе полета, в процессе набора высоты на эшелоне 308 (9400 м). Первичная расшифровка параметрического «черного ящика» позволяет сделать вывод, что самолет набирал высоту на автопилоте, с момента взлета до падения находился в воздухе 23 минуты. В момент катастрофы он летел со скоростью около 521 км в час. Полет проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолета зарегистрировано не было.
Что касается звукового регистратора (CVR), то, по словам Аймана аль-Мукаддама, сделана лишь предварительная расшифровка его записи, к детальной специалисты только приступили. Но уже сейчас, отметил глава египетской комиссии, можно сделать вывод о том, что «на последних секундах записи слышен шум». Его природу можно будет точно установить лишь после дополнительных лабораторных исследований. Между тем французские тележурналисты со ссылкой на неназванный источник в египетской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы сообщили, что посторонний шум якобы очень похож на взрыв бомбы.
Напомним, версия теракта на борту А321 появилась уже в день катастрофы — о своей причастности к атаке на российский аэробус в интернете заявляли боевики так называемого синайского вилайята (провинции) запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ). Тогда в нее мало кто поверил, однако уже спустя несколько дней сначала власти Великобритании, а затем и Белый дом официально заявили, что располагают серьезными данными, свидетельствующими о возможном теракте на борту российского самолета. В частности, в пользу такой версии говорят данные американского спутника, зафиксировавшего в момент падения A321 несколько тепловых вспышек. Как предполагается, бомба могла быть заложена в пассажирском багаже или скрытой полости самолета и сработать при определенном падении давления воздуха по мере набора высоты.
Организатором теракта британская разведка считает египетского проповедника Абу Осаму аль-Масри, именующего себя «эмиром ИГ в Синайском вилайяте». Он разместил в интернете аудиозапись с собственным заявлением о причастности к катастрофе. Британские спецслужбы считают наиболее вероятным, что аль-Масри использовал своего сторонника из числа имеющих доступ в аэропорт для того, чтобы пронести взрывное устройство в багаже на самолет. Представители британской стороны сообщили, что Великобритания поможет Египту или России в операции по поимке или уничтожению «эмира».
Как бы то ни было, несколько западных стран приостановили полеты в Египет, в минувшую пятницу (см. “Ъ” за 6 ноября) такое же решение приняли и власти России.
Между тем источник “Ъ”, знакомый с ходом расследования обстоятельств катастрофы, сообщил, что формальных оснований для переквалификации уголовного дела, возбужденного СКР по факту падения самолета, и добавления в него ст. 205 УК РФ (теракт) на вчерашний день все еще не было. Сейчас расследование ведется по ст. 238 (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). По словам источника “Ъ”, в рамках расследования был проведен опрос сотрудников аэропорта Шарм-эш-Шейх, в том числе отвечающих за досмотр багажа, соблюдение общих мер безопасности, а также работников технических служб. Их показания не позволяют сделать вывод о возможности теракта. Не дает, по словам источника, однозначного представления о причинах катастрофы и первичный осмотр обломков самолета, а также предварительная расшифровка речевого и параметрического самописцев. По словам источника “Ъ”, формальные основания для добавления ст. 205 УК РФ в фабулу уголовного дела могут появиться только после соответствующих результатов лабораторных экспертиз записи шумов в речевом самописце, а также обломков разбившегося самолета и фрагментов тел погибших. Спектральный анализ может выявить следы взрывчатых веществ в тканях и металле с абсолютной точностью, а характер разрушения обшивки самолета укажет специалистам на тип и мощность заложенной в него бомбы.
Вчера на место крушения А321 на вертолете прибыли специалисты Межгосударственного авиационного комитета, а также эксперты из Египта, Франции, Германии и России. По данным представителя МЧС РФ, специалисты обследуют фрагменты самолета и возьмут необходимые пробы. Кроме того, спасатели МЧС России предоставили экспертам фотовидеоматериалы, снятые на месте крушения. В МАК, в свою очередь, отметили, что территория сбора и осмотра фрагментов воздушного судна в очередной раз увеличена и сейчас ее длина составляет более 13 км.