«Западный бренд не является панацеей»
66% российских гостиниц находятся под управлением иностранцев
Большинство гостиниц в России принадлежит иностранным операторам. Таковы данные исследования компании Ernst & Young. По данным аналитиков, сейчас под зарубежными брендами работают 152 отеля в 38 городах. Гостиниц с российскими операторами в стране в два с половиной раза меньше. В исследовании также отмечается, что к концу года в России появится более 20 зарубежных отелей. К 2020 году — еще не менее сотни.
Сейчас в России работают 23 международных гостиничных оператора. 66% рынка разделили четыре крупнейших иностранных сети: Carlson Rezidor, Accor, InterContinental и Marriott. Под их управлением почти 34,5 тыс. номеров. Более половины номерного фонда России — это гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. На третьем месте по количеству отелей — Сочи. Там расположено 12% всего номерного фонда страны. В пятерку лидеров также входят Московская область и Екатеринбург.
Международные операторы расширяют свое присутствие и в регионах. До 2020 года впервые гостиницы под иностранными брендами появятся в 16 городах. В том числе в Архангельске, Владивостоке, Владимире, Сургуте, Ульяновске и Хабаровске. В исследовании отмечается, что гостиницы под международными брендами более популярны. Кроме того, у мировых сетей выше уровень безопасности и сервиса, есть программы лояльности и удобные системы бронирования. Однако российские операторы не уступают иностранным по качеству обслуживания, уверен вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сергей Колесников. По его мнению, российским игрокам нужна господдержка.
«Западный бренд не является панацеей, есть масса городов, куда иностранцы не приходят. Им интересны города от 500 тыс., кто-то уже опустился до наших городов 300-тысячников. Они находят инвесторов, пытаются убедить их в том, что очень почетно владеть активом, который будет называться Marriott. Ценностная политика импортозамещения очень важна. Если придут управлять российские компании, которые освоили этот формат уже, управление по западным стандартам, бренды, такие как "Интурист" и "Спутник" — это будет полезно, правильно. Нужно, чтобы государство чуть-чуть поддержало», — полагает Колесников.
К чемпионату мира по футболу 2018 года в России необходимо построить более 35 гостиниц. Ранее в Ростуризме заявили, что отели должны появиться в 11 городах страны. В том числе в Казани, Саранске, Волгограде, Самаре и Сочи. Однако инвесторы затягивают ввод новых объектов, сообщила руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.
«Часть проектов откладывается на более поздний срок или в принципе отменяется. Специальных проектов под чемпионаты мира закладывается не так много — есть проект в Калининграде, например, в Ростове-на-Дону, в Саранске, есть проекты в Москве, в Санкт-Петербурге. Но Москва и Санкт-Петербург — там есть перспективы использования этого фонда после проведения чемпионата. В большинстве городов возникает вопрос относительно того, есть ли смысл строить такое количество гостиниц, которое предполагалось раньше. И если строиться, то где строить, как потом это все использовать», — объясняет «Коммерсантъ FM» Смирнова.
Изначально к чемпионату мира по футболу 2018 года в России планировалось открыть 63 гостиницы разного уровня. Однако весной прошлого года министр спорта Виталий Мутко заявил, что объемы строительства отелей сократились на 40%. В итоге размер частных инвестиций в гостиницы сократился до 40 млрд руб.