Неисправная стрелка указала на сроки
По первому делу о катастрофе в метро осуждены его сотрудники и представитель подрядчика
От пяти с половиной до шести лет колонии общего режима получили по приговору Дорогомиловского суда Москвы четверо фигурантов уголовного дела о крупнейшей катастрофе, произошедшей в московском метро летом прошлого года и унесшей жизни 24 человек. Суд пришел к выводу, что вина трех сотрудников метрополитена и представителя компании-подрядчика в неправильной установке стрелки на путях полностью доказана. Осужденные вины так и не признали и намерены обжаловать приговор.
О том, что приговор будет обвинительным, стало ясно с первых же слов председательствующего на процессе Антона Толстого. Он сразу заявил, что вина всех четырех подсудимых в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), полностью доказана. Чтение же описательной части приговора заняло у судьи без малого семь часов, после чего он огласил сроки наказания. Наибольший — шесть лет лишения свободы — получил помощник мастера дистанции капитального ремонта службы пути (СП) ГУП "Московский метрополитен" Юрий Гордов. По пять с половиной лет колонии были назначены замначальника дистанции капитального ремонта СП метро Алексею Трофимову, старшему мастеру этой же дистанции Валерию Башкатову и замдиректора подрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолию Круглову. Вынесенное судом наказание (сама статья УК предусматривает до семи лет) почти совпало с тем, что предлагала в прениях прокуратура — лишь господину Гордову дали на полгода меньше запрошенного. Кроме того, были удовлетворены гражданские иски, поданные к подсудимым, на общую сумму около 12 млн руб.— почти в два раза меньше заявленных требований.
Судья Толстой отметил, что суд "критически" оценил утверждения подсудимых и их защиты о том, что катастрофа в метро могла произойти и из-за неисправности подвижного состава метрополитена — выпадения на пути некоего предмета из поезда, прошедшего перед сошедшим с рельсов. При этом в приговоре нашли отражение два других важных обстоятельства: суд указал на трудности, связанные с установкой стрелочного механизма в короткое ночное "окно", а также на отсутствие ограничения скорости на участке, где проводились работы. О необходимости снижать скорость составов говорилось в плане проведения работ, но по неизвестным причинам руководство подземки машинистов об этом не уведомило. В результате "Русич" сошел с рельсов на скорости более 60 км/час.
Подсудимые выслушали приговор спокойно. Интересно, что поначалу даже за пуленепробиваемым стеклом на скамье подсудимых обвиняемые находились в наручниках, которые с них сняли только после соответствующей жалобы защиты.
Адвокаты сразу заявили, что намерены обжаловать приговор. "Он чрезмерно жестокий, а с учетом возраста и заболеваний моего подзащитного Валерия Башкатова — фактически смертный",— сказал "Ъ", в частности, адвокат Сергей Князькин. По его мнению, суд не стал дифференцировать наказание по степени вины каждого фигуранта. При этом защитник признал, что сам судебный процесс господин Толстой провел очень тщательно и щепетильно, а потому апелляционная жалоба будет в первую очередь связана не с какими-либо нарушениями УПК, а с тем, что в суде не была изучена другая версия катастрофы: неисправность подвижного состава, которой, по мнению защитника, следствие всерьез не занималось.
Напомним, что, по версии следствия, подрядчик не проконтролировал исправность стрелочного механизма, а мастера закрепили стрелочный перевод хрупкой 3-миллиметровой проволокой, после чего разрешили его эксплуатацию. "Мастера должны были обеспечить бесперебойную и безопасную работу поездов, однако это ими сделано не было",— утверждали в СКР.
Напомним, что крушение поезда "Русич" на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" произошло 15 июля прошлого года в 8:34, в результате 24 человека погибли и около 200 получили травмы.
Отметим, что вчера официальный представитель СКР Владимир Маркин сообщил, что близится к завершению и второе дело о катастрофе в метро. Обвинение по той же 263-й ст. УК РФ предъявлено еще шести работникам московской подземки, включая начальника службы пути (СП) метро Юрия Сильянова и его заместителя Валерия Малышева. Как считают адвокаты уже осужденных вчера фигурантов, приговор по первому делу будет иметь преюдиционное значение и для второго.