«Мадрид сделает все, что в его силах, чтобы остановить этот процесс»
Каталония приняла резолюцию об отделении от Испании
Парламент Каталонии проголосовал за отделение от Испании. «За» принятие документа высказались 72 депутата, 62 — «против». В Мадриде заявили, что документ является «актом провокации», который противоречит конституции Испании и воле большинства каталонцев. Премьер-министр страны Мариано Рахой пообещал, что обратится в Конституционный суд с требованием признать результаты голосования незаконными. Корреспондент «Коммерсантъ FM» в Испании Дарья Гаврилова рассказала подробности ведущей радио новостей Наталье Ждановой.
— Что имеет в виду господин Рахой, когда говорит, что результаты нужно признать незаконными, там есть какие-то юридические тонкости?
— Да, есть свои юридические тонкости, отделение региона в одностороннем порядке запрещено конституцией Испании.
— Но при этом не запрещено проводить референдумы, например?
— Референдумы проводить не запрещено, но его все равно запрещают проводить, опираясь на конституцию, потому что говорят, что согласно конституции референдум должен быть проведен по всей Испании, то есть вся Испания должна решить, отделится Каталония от нее или нет. Поэтому каталонцам на этом основании и запрещают проводить референдум. Но в данной ситуации референдума, в общем-то, и не было, было голосование, которое Артур Мас, действующий президент Каталонии, объявил плебисцитным. На этом голосовании партии, которые поддерживают независимость, получили меньшинство голосов, то есть они получили 47% голосов, но из-за особенностей избирательной системы Каталонии, они получили большинство мест в парламенте, что позволило им принять вот это, запустить процесс отделения в действие.
— Сейчас правда на стороне премьера, который говорит, что эта резолюция действительно не имеет юридической силы? Там суды последуют какие-то или как дальше вся эта процедура может выглядеть?
— Действительно, правда здесь абсолютно на стороне премьер-министра Испании, и не только потому, что отделение противоречит конституции, но и потому, что на данный момент оно не основано практически ни на чем, потому что если бы действительно рассматривали выборы как плебисцитные, как они пообещали, то 53% каталонцев проголосовали против отделения от Испании. Что будет дальше? Скорее всего, план есть у сепаратистов каталонских, он был озвучен уже многократно, они будут пытаться создать институты самоуправления, и обещают в течение 18 месяцев закончить процесс подготовки и объявить себя независимым государством.
Что касается Мадрида, то Мариано Рахой сказал, что ни от чего Каталония не отделится. В данный момент премьер-министр готовит обращение в конституционный суд, и оно будет подано уже завтра вечером, с требованием признать отделение неправомерным и противоречием конституции. Никто не знает, что будет, но, скорее всего, Мадрид сделает все, что в его силах, чтобы остановить этот процесс. Я могу сказать, что Евросоюз, в общем-то, поддерживает Мариано Рахоя и Мадрид в этом вопросе тоже.
— Что касается господина Маса, что он говорит, что будут созданы отдельные независимые от Мадрида органы управления — поясни, пожалуйста, что они хотят? Это будет как ДНР и ЛНР, или как, я прошу прощения, это будет выглядеть?
— Более или менее так, только без людей с автоматами, потому что каталонцы подчеркнуто мирные люди, сейчас у Каталонии есть некоторые органы самоуправления, например, парламент, и глава региона называется президентом, президент Каталонии Артур Мас, но у них нет собственного правительства, у них нет собственной судебной системы, нет министерств, которые занимаются вопросами, как государство. Созданием этих органов и будет заниматься Каталония, если процесс не остановят. Этот процесс по оценкам и собственно займет 18 месяцев.
— А большинство граждан, людей, проживающих в Каталонии, это поддерживают?
— Согласно результатам плебисцитарного голосования с рекордной явкой — нет. Согласно этому голосованию, по сути 50 на 50, но все-таки 53% проголосовали за партию, не поддерживающую независимость. Более точных данных нет, потому что никакие референдумы никто проводить никогда не давал, они проводили некие неофициальные референдумы, но там всегда была одна и та же проблема, что по итогам голосования 90% проголосовавших были за отделение, но явка при этом составляла 30%. Эта информация практически не несет никакой ценности, потому что она не означает ничего. И 90% из тех 30% проголосовали за отделение, а 70% не пришли — как это трактовать? 70%, может быть, не пришли, потому что они против отделения, и они не хотят участвовать в каком-то странном полулегальном голосовании.
По сути непонятно, что именно думают сами каталонцы, но выборы — это единственное, что действительно имеет юридическую силу, прошедшие выборы в каталонский парламент, на котором 53% населения Каталонии поддержали партии, не выступающие за независимость.