«Скорой» спешат на помощь
Обслуживание ее автопарка в Волгограде и Волжском отдадут на аутсорсинг
В Волгограде готовится аукцион по оснащению «Скорой помощи» автомобилями. По заявлениям руководства городских больниц, контракт на 95 машин на обслуживание в частной компании является единственным способом одномоментно переоснастить автопарк согласно современным требованиям. Главврачи также заверили, что это не повлечет к введению платы для пациентов или дополнительных расходов бюджета. Попытка подобного эксперимента в Волгограде в 2012 году провалилась, ее тогдашний вдохновитель — совладелец пермского «Новоскора» Евгений Фридман — не исключает, что будет участвовать в аукционе после уточнения конкурсных условий.
В ближайшие дни будет объявлен электронный аукцион на оказание автотранспортных услуг для «Скорой медицинской помощи» в 2016–2020 гг. для нужд ГБУ «Станция скорой медицинской помощи» (Волгоград) и ГБУ «Клиническая станция скорой медицинской помощи» (Волжский) — об этом вчера на брифинге в «Региональном информационно-аналитическом центре» (РИАЦ) заявил главрач «Станции скорой медицинской помощи» Роман Лященко. Господин Лященко также сообщил, что идея уже прошла общественные слушания, которые состоялись 26 октября. Согласно предварительным условиям контракта, исполнитель в течение пяти лет будет на круглосуточной основе предоставлять станциям «Скорой помощи» 95 автомобилей с медоборудованием и водителями, которые пройдут подготовку как санитары. Из информации общественных слушаний следует, что постоянно будет представлено 90 машин, еще пять в виде подменных. Как заявил главврач волжской станции "Скорой помощи" Василий Данилов, определена марка транспорта — это должен быть Mercedes, оснащенный всем необходимым оборудованием, согласно инструкциям Минздрава. Совокупная максимальная цена будущего контракта составит почти 1,6 млрд рублей — в том числе волгоградская станция потратит 1,140 млрд, а волжская — почти 453 млн — такая максимальная цена контракта указана в проекте конкурсной документации. Закупка пройдет в виде совместного аукциона, предполагается, что машины начнут обслуживать пациентов «Скорой» в мае 2016 года. Средства, как подчеркивают заказчики, идут только из фонда ОМС, то есть в том же объеме, что сейчас расходуются «Скорой» на собственный парк. По их словам, привлечение частного капитала в «текущих условиях кризиса» является единственной возможностью в столь короткие сроки переоснастить автопарк, что необходимо для улучшения качества оказания медицинских услуг. Заведующий кафедрой «Скорой помощи» Волгоградского медицинского университета Сергей Краюшкин заметил, что замена устаревших карет на современные позволит медикам сосредоточиться на профильной деятельности. В старых ГАЗелях зачастую даже нет условий для хранения необходимых препаратов. Вместе с тем, в обсуждении проекта эксперты отметили, что новые автомобили не означают автоматического сокращения времени прибытия «скорых» к месту вызова. Так, врач Анатолий Белоглазов напомнил, что Волгоград имеет протяженность около 100 км, а машинам с низким клиренсом проблематично передвигаться по частному сектору, поэтому «не факт, что «Мерседес» в этом лучше».
Василий Данилов, который в 2012 году был одним из главных противников аутсорсинга «Скорой помощи», вчера, напротив, предстал активным поборником идеи «частно-государственного партнерства». При этом господин Данилов пояснил: «Частно-государственное партнерство — это совершенно эквивалентно аутсорсингу», а вот на заданный пять раз в разной форме несколькими журналистами вопрос о механизме, благодаря которому частный инвестор получит возмещение своих затрат, он так и не смог ответить. Главврач ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» Нина Черняева заметила, что «они не могут отвечать за частника», а Роман Лященко сказал, что учитывался анализ опыта других регионов, например, Кировской области и Пермского края. Напомним, что в этих городах аутсорсингом карет «Скорой помощи» занимается пермская компания «Новоскор». Ее совладелец Евгений Фридман в 2012 году пытался начать работать в Волгограде, однако тогда контракт был сорван, как считает сам бизнесмен, по политическим причинам — его инициативу «подавали как коррупционную составляющую в окружении тогдашнего губернатора Сергея Боженова». Вчера господин Фридман заявил „Ъ“, у компании есть стратегия, согласно которой, к 2018 году она планирует управлять двумя тысячами автомобилей. «Исходя из этого, любой аукцион нам интересен, — пояснил господин Фридман, — но пока, на наш взгляд, нет понятных условий: тариф, техническое задание. Самое главное не повторять ошибку с форсированием сроков — в месяц технологически правильно запускать одну, максимум две подстанции».
Участники рынка рассказали „Ъ“, что из действующего тарифа ТФОМС на каждый выезд «скорой» выделяется 360 рублей. При расчетах потенциальные частные операторы приравнивают вызов к часу и считают, что при такой тарификации им по силам сделать проект выгодным для себя. При этом рентабельность может составить 5–10 %. Гендиректор ООО «Волгоградская неотложка» (коммерческая «Скорая помощь». — „Ъ“) Сергей Потапов сказал „Ъ“, что планирует участвовать в аукционе. «Экономика у нас укладывается. Машины у станций ходят вообще без разбора, только на ГСМ можно экономить больше 500 тыс в месяц», — пояснил господин Потапов. «Просто так, конечно, никто завтра не вытащит 350 или больше миллионов и не скажет: давайте я куплю Волгограду 100 машин. Все будут изыскивать возможности. Мы уже ведем переговоры с лизинговой компанией».
«Если «мерседесы» будут нормально ездить, то не придется тратить много средств на ремонт — это экономически целесообразная вещь. Если горожане увидят улучшения, то проект будет и социально интересен, если же такого не произойдет, то тогда к инициаторам идеи и к властям могут возникнуть вопросы, — говорит первый зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с НКО Общественной палаты России Дмитрий Чугунов, — главное — это обеспечить максимальную прозрачность для населения».
Депутат Волгоградской областной думы Михаил Таранцов, побывавший на вчерашнем брифинге, предложил провести более обстоятельное обсуждение вопроса в стенах заксобрания. «Много прямых и принципиальных вопросов, на которые вы не ответили, а тема эта очень важная», — заметил господин Таранцов.