Патентам не везет

Ставки на них для перевозчиков в Татарстане могут повыситься вдвое

Стоимость патента на перевозку пассажиров и грузов, которая в Татарстане в разы выше, чем в соседних регионах, может быть удвоена. Такая норма содержится в предложенных вчера правительством региона поправках в республиканский закон о патентной системе. Некоторые депутаты Госсовета в ходе обсуждения призывали отправить законопроект на доработку, чтобы привести ставки к рыночным условиям. Однако, поверив обещанию премьер-министра Ильдара Халикова «разобраться», комитет единогласно постановил рекомендовать законопроект к принятию парламентом.

Замминистра финансов Татарстана Алексей Шишкин верстает бюджеты 20 лет

Фото: Марсель Бадыкшин

Вчера бюджетный комитет готовил к рассмотрению на ближайшей сессии республиканского парламента ряд базовых проектов — бюджета региона и регионального фонда ОМС на предстоящий год, а также поправок в закон о патентной системе налогообложения. Сама система, как напомнил замминистра финансов Татарстана Алексей Шишкин, выступавший от имени инициатора законопроектов — правительства республики, действует в республике с начала 2013 года и поправки лишь призваны привести ее в соответствие изменившемуся федеральному законодательству. «В настоящее время перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система на территории республики, включает 47 видов. С 1 января 2016 года федеральным законом №232 перечень дополняется новыми 16-ю видами предпринимательской деятельности. Аналогично наш законопроект предлагает сделать то же самое действие», — сказал по обыкновению без эмоций финансист, верстающий бюджет республики уже два десятка лет. Как следует из размещенных на сайте Госсовета проектов документа, с его принятием на патенты с нового года смогут претендовать, например, переводчики, продавцы пирожков на улице, старьевщики, сиделки. «Также в связи с изменением право регулирования на федеральном уровне законопроектом предлагается установить единый размер потенциально возможного годового дохода по таким видам деятельности, как оказание транспортных услуг…», — добавил Алексей Шишкин.

Согласно законопроекту, в который потом заглянул „Ъ“, республика намерена довести «размер потенциально возможного годового дохода» в расчете на одну единицу транспорта для ИП, работающих за пределами в Казани, до размера, ранее установленного для казанских перевозчиков. Так, этот потенциально возможный доход, который является базой для исчисления стоимости патента, для всех предпринимателей, живущих грузоперевозками, планируется установить в размере 600 тыс. рублей в год (ранее для водителей за пределами Казани было 270 тыс. рублей), для таксистов — 500 тыс. рублей (250 тыс.), для автоперевозчиков пассажиров — 1,8 млн рублей (1 млн).

Замминистра собрался покинуть трибуну, но депутат, генеральный директор ООО «КамАЗ-Марко» Роман Мугерман предложил сравнить «ставки патентов с нашими соседями». «Нам предлагается сегодня в два раза увеличить стоимость патента на перевозку грузов. В Ульяновске он стоит 9 тысяч 600 рублей на один автомобиль, в Самаре — 19500, в Башкирии — 17100. А в Татарстане — 36 тысяч, и предлагается сделать 72. Неплохо, да? — возмущался представитель автопрома в региональном парламенте. — В Башкирии таксист отдает 16380 рублей за патент, а в Татарстане — 30 тысяч рублей, а будет отдавать 60. Пассажирские перевозки — еще больше…» Он призвал членов комиссии «проголосовать против этой инициативы, отправить ее на доработку, чтобы привести ставки в соответствие с рынком, чтобы не душить, не давить наших предпринимателей».

«Мне более чем странно слышать ваше выступление в сравнении с другими территориями, — парировал заместитель главы Минфина. — Хотя ни для кого не секрет, эти же ставки у нас были установлены 29 сентября 2013 года для Казани. Теперь они распространяются на территорию всей республики. В чем тут проблема, я не очень понимаю?» «Вы передергиваете факты», — защищал инициативу правительства Алексей Шишкин.

«У нас есть другие виды налогообложения, в которых можно работать. Здесь же никто не привязывает. Это добровольный переход на патентную систему. Работай по другим системам!» — встал на сторону исполнительной власти ведущий заседание глава парламентского комитета Леонид Якунин.

«Алексей Геннадьевич (Шишкин. — „Ъ“) подтвердит, что патент является для налоговых органов самым прогнозируемым, самым понятным источником доходов. Сколько приобретено патентов — сразу понятно, на какую сумму рассчитывать. Сегодня это базовый, начальный уровень для простых предпринимателей, которые не хотят заморачиваться, связываться с вычислениями (налога. — „Ъ“). И сегодня, выдвигая для них условия хуже, чем у наших соседей…», — не договорил Роман Мугерман. Его с извинениями прервал сидевший в президиуме премьер-министр республики Ильдар Халиков: «У меня есть предложение, коллеги. Информация очень полезная, очень важная. Мое честное слово, что я разберусь. Давайте поправку проголосуем… Если речь идет о четырех-, пятикратной разнице с соседними субъектами, то, наверное, что-то не то».

В итоге члены комитета постановили «одобрить указанный законопроект» и рекомендовать его для рассмотрения и принятия Госсоветом «в первом и третьем чтениях».

Бизнес-омбудсмен Татарстан Тимур Нагуманов сказал „Ъ“, что «депутаты абсолютно правы». Из-за дороговизны патенты «очень непопулярны» в Татарстане — по его данным, в регионе не более тысячи пользователей такой системы налогообложения. Господин Нагуманов добавил, что этой проблемой в течение года занималась специально созданная рабочая группа: «прорабатывались различные варианты», однако они не были приняты властями. Бизнес-омбудсмен полагает, что правительство руководствуется желанием не допустить сокращения доходов бюджета. Однако, по его мнению, уменьшение стоимости патента «простимулирует выход из тени» представителей многих сфер бизнеса.

Ольга Кудрина

Вся лента