Грузовики въехали в правительство
Пересмотрены тарифы за проезд по федеральным трассам
В Белом доме решили вводить плату за проезд с 12-тонных грузовиков не сразу, а постепенно. Планировалось, что с 15 ноября владельцы большегрузов будут платить 3,73 руб. за 1 км пути по федеральным дорогам. После того как грузовоперевозчики пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву и провели ряд акций протеста, в правительстве решили ввести переходный период: до 1 марта 2016 года тариф составит 1,53 руб. за 1 км, последующие два года — 3,06 руб. за 1 км, а с 2018 года — 3,73 руб. за 1 км.
На сайте правительства РФ опубликованы поправки в постановление, вводящее новый вид сборов с владельцев грузовиков массой более 12 т при движении по федеральным трассам. Напомним, что система взимания платы «Платон» должна запуститься через неделю, 15 ноября 2015 года. Изначально утвержденный правительством тариф составлял 3,73 руб. за 1 км. Теперь вводится переходный период. До 1 марта 2016 года тариф будет 1,53 руб. за 1 км пути, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года — 3,06 руб. за 1 км, после 2018 года — 3,73 руб. за 1 км. «Принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом»,— сказано на сайте правительства
Впервые о системе заговорили в 2010–2011 годах, когда Росавтодор начал предпроектные разработки. Общая идея состоит в том, что грузовой транспорт наносит ущерб дорожному покрытию, который должен быть компенсирован, кроме того, дорожная отрасль уже много лет хронически недофинансируется. В 2015 году система была создана и получила название «Платон»: концессионером выступает компания «РТ-Инвест Транспортные системы», которая привлекла в проект 27 млрд руб. Газпромбанка. Общий срок реализации проекта — 13 лет.
Работает «Платон» следующим образом. Владельцу грузовика до отправки транспорта в рейс следует зарегистрироваться, получить расчетный счет и перевести деньги. Проезд можно оплатить двумя способами. Первый — с помощью установки в салоне грузовика прибор c GPS/ГЛОНАСС-датчиком. Он передаст спутниковые координаты грузовика через сеть сотовой связи в центр обработки данных для вычисления траектории движения большегруза и суммы средств для списания. Деньги списываются по мере следования по трассе. Приборы уже выдают бесплатно в 138 центрах обслуживания СВП. Второй вариант — оплата заранее согласованного маршрута, в этом случае устанавливать прибор в грузовик не нужно. Оформить и оплатить поездку можно через терминал или мобильное приложение, оформив маршрутную карту. Отклонение от маршрута будут контролировать камеры, установленные вдоль федеральных дорог. Первые 20 рамок с камерами в ЦФО заработают с 15 ноября, к концу 2016 года их будет более 100, к 2017 году — 481. Но первое время основная нагрузка ляжет на 100 мобильных комплексов фотовидеофиксации, которые будут курсировать по магистралям.
«СВП полностью готова к работе,— заявил “Ъ” генеральный директор “РТ-Инвест Транспортные Системы” Александр Советников.— Прошли автономные и комплексные испытания всех объектов системы. Большинство крупных грузоперевозчиков с автопарком от 50 автомобилей уже зарегистрировались. А их больше 5 тыс. компаний с общим автопарком в 140 тыс. транспортных средств. На сегодняшний день в СВП зарегистрировано почти 31 тыс. владельцев порядка 300 тыс. транспортных средств. Порядок взаимодействия оператора с пользователями упрощен после общественных обсуждений с учетом мнения перевозчиков».
Споры вокруг тарифов, применяемые в «Платоне», велись последние два года. В 2014 года утвержденный тариф составлял 3,5 руб. за 1 км. Когда Минтранс поднял его до 3,73 руб., это вызвало негодование со стороны профессиональных перевозчиков, о чем сообщал “Ъ”. «Дорожные сборы в европейских странах взимаются за проезд по автодорогам с высокими потребительскими свойствами — в основном на скоростных автомагистралях и на отдельных участках дорог первого класса,— говорили тогда в ассоциации грузоперевозчиков АСМАП.— В РФ только около 40% федеральных автомобильных дорог соответствуют установленным нормативным требованиям». По оценке АСМАП, повышение платы приведет к снижению рентабельности перевозок и, как следствие, к «повышению транспортной составляющей в цене продукта и соответственно к его удорожанию». Минтранс позицию перевозчиков тогда проигнорировал. Спустя год, в октябре 2015 года, 20 компаний, занимающихся перевозками, написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть работу СВП с учетом « экономической ситуации в стране». Одновременно с этим в ряде регионов прошли акции протеста против нововведения: 2 ноября дальнобойщики в Омске, Новосибирске, Москвы и Нижнем Новгороде двигались по дорогам со скоростью 10 км/ч, намеренно создавая пробки.
«Конечно, двукратное снижение финансовой нагрузки облегчит положение грузоперевозчиков,— заявил “Ъ” генеральный директор FM Logistic Кристоф Менивар.— Однако самый острый вопрос сейчас состоит в сроках запуска самого проекта. Только несколько крупных автоперевозчиков получили специальные бортовые устройства для взимания платы. Причем процедура достаточна длительная и сложная. Не уверен, что 15 ноября все грузовики будут оснащены техникой и смогут начать ездить по новым правилам. Необходимо отложить введение взимания платы минимум на месяц, иначе остановятся перевозки по всей стране».
«Это более реальная цифра. Она намного ближе к той, которую мы рекомендовали ранее в своих комментариях — если вводить взимание платы, то тариф должен составлять не более 1 руб/км. Теперь дело за реализацией проекта. Мы уже зарегистрировались в системе “Платон”, и если финансовую сторону согласно новым тарифам мы для себя можем рассчитать, то организацию установки оборудования, считывания данных, обработки поступающих счетов, и в каком виде мы их будем получать — нам еще предстоит сделать. Подробных инструкций от организаторов мы пока не получали», — прокомментировал ситуацию Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК».
«Взимание платы с большегрузов отразится как на отправителях грузов, так и на конечном покупателе,— отметил начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. — В рамках тарифов логистических компаний данный сбор составит от 5 до 12%. Грузоперевозчик будет переставлять цены грузовладельцу, так как не осилит собственными силами такую стоимость. Грузовладелец, в свою очередь, также повысит стоимость, но уже на товар».
Как коммунисты занялись грузовиками
Депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили отложить внимание платы с владельцев грузовиков по федеральным трассам до ноября 2017 года. Соответствующий законопроект сегодня внесен в Госдуму. Согласно Бюджетному кодексу, плату начнут взимать с 15 ноября этого года. Также коммунисты просят прокуратуру проверить фирму «РТ-Инвест транспортные системы», которая будет собирать деньги с грузовиков. Депутаты утверждают, что транспортная компания получила на это право «без проведения конкурсных процедур». Один из учредителей структуры — Игорь Ротенберг, сын предпринимателя Аркадия Ротенберга. Читайте подробнее