«В России останется только 200 банков»
Еще четыре кредитные организации лишились лицензии
ЦБ отозвал лицензии у четырех банков и одной НКО. В Москве прекратили работу Русский славянский банк, Межрегионбанк и Региональный банк сбережений. Они входили во вторую, четвертую и пятую сотни по размеру активов. Кроме того, лицензии лишился четвертый по капиталу банк Башкирии Региональный банк развития. В России он занимал 280-е место. Также ЦБ отозвал разрешение на работу у небанковской кредитной организации «Тор Кредит» из восьмой сотни по размеру активов. Регулятор отмечает, что все эти участники рынка проводили рискованную кредитную политику. Ведущий аналитик портала «Банкодром.ру» Вячеслав Путиловский ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Как вы считаете, эти отзывы были ожидаемы?
— Скажем так, они действительно были ожидаемыми для специалистов, если посмотреть даже статистику отзывов кредитных рейтингов у тех банков, у которых они были, мы увидим, что они отозвали. Плюс у некоторых банков сменились ключевые акционеры незадолго до отзыва лицензии. Так что это было, в общем-то, примерно понятно.
— Что касается причин отзыва лицензии, когда отзывают лицензии, часто фигурирует в СМИ словосочетание «высокорискованная кредитная политика», что это значит?
— По сути, за этой формулировкой стоит следующее: дело в том, что банк имеет право делать вложения в различные активы, в том числе в ценные бумаги, в кредиты. В данном случае Банк России обнаружил, что балансовая стоимость этих активов не совпадает с их реальной стоимостью, проще говоря, они являются дыркой в балансе, требуют от банка доначислить резервы, как правило, в размере 100% этой дыры. У банка не хватает капитала, он утрачивает собственный капитал и с этой формулировкой теряет лицензию. У большинства этих банков кредитный портфель приближался к критическим отметкам, и по результатам проверки ЦБ качество этого портфеля оказалось ниже заявленного. Проще говоря, деньги были выведены.
— А что вам известно о четвертом по капиталу банке Башкирии, Региональном банке развития, у которого тоже лицензию отобрали? Это был важный игрок на рынке региона?
— Дело в том, что он был достаточно большим для Башкирии банком. Он занимал не лидирующую позицию, но 9-миллиардный валютный баланс ставил его не на самое последнее место. В масштабах России банк был относительно небольшим и какой-то серьезной картины не делал.
— Во всех банках назначена временная администрация, какие будут у нее обязанности?
— Обязанности временной администрации, в общем-то, те же самые, как и везде: первым делом отстраняется весь топ-менеджмент, который довел банк до такого состояния, далее проводятся проверки всех подразделений, касающиеся качества отражения активов, реестр вкладчиков, реестр кредитных вложений, касса, прочие материальные ценности, ценные бумаги. Делается инспекция на тему, что есть, что отсутствует. По сути, происходит инвентаризация банка. Идет подготовка к банкротству банка, поиск конкурсной массы, формирование конкурсной массы. Далее конкурсная масса распределяется между кредиторами банка.
— Господин Путиловский, можно ли предположить, сколько еще игроков рынка могут лишиться лицензии?
— У нас есть «черное» предсказание на тему, что останется только 200 банков. Теоретически это возможно, но не в ближайшие годы. Около сотни банков в год будут терять лицензию, по моим прогнозам. Как правило, это будут небольшие и средние игроки, плюс некоторое количество естественных слияний и поглощений, которые происходят в отрасли. Грубо говоря, нашей банковской системы на пять-семь лет еще хватит до исполнения того мрачного прогноза, который имеется у нас.