Нужно ли искать компромисс с противниками платных дорог?
Запуск 15 ноября системы "Платон", взимающей плату за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 тонн, ознаменовался протестами дальнобойщиков. А введение 23 ноября платного участка трассы М-11 Москва—Санкт-Петербург привело к увеличению пробок на подъезде к столице и, как следствие, недовольству уже и водителей легковушек.
Олег Нилов, член комитета Госдумы по транспорту:
— Искать компромисс просто необходимо! Противники — это не только дальнобойщики, это простые граждане, на которых по инициативе правительства решили переложить 40-50 млрд рублей. А многим не индексируют зарплаты и пенсии, многие потеряли значительную часть покупательной способности и еле сводят концы с концами. Когда в 2011 году эти решения продвигались, такой сложной ситуации не было. Правительство и депутаты тогда не учли, что за это время кроме транспортного налога появится сбор с каждого автомобилиста от 7 до 9 рублей через акцизы в тот самый Дорожный фонд. Теперь получается, что на дороги деньги собирают трижды. И самое главное, нет гарантий, что эти деньги, собранные фактически с каждого покупателя, поступят в Дорожный фонд. Еще один минус — это штрафные санкции. Почему однажды оступившегося трудягу-дальнобойщика штрафуют от 400 тыс. рублей? Давайте лучше введем такие штрафы для тех, кто этого заслуживает, например, для пьяных за рулем.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России:
— Конечно, нужно вступать в переговоры и идти на компромиссы. Когда правительство принимает решения, касающиеся какой-то социальной или профессиональной группы, лучше сначала проконсультироваться с ней и выяснить позиции. Что касается системы "Платон" конкретно, то это жизненный вопрос для дальнобойщиков, им отступать некуда. Такие платежи вводятся только федеральным законом, а не решением правительства. Это, кстати, уже возможность для обжалования в Конституционном суде. А решение приняли, потому что раньше подобные решения, по которым обирался средний класс, проходили. Но здесь они нарвались на организованную силу.
Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов:
— Нужно непременно. То, что сделали с "Платоном",— это безобразие. Тем не менее я за платные дороги. Просто не все в России понимают, что это такое. Я долго жил за границей, и там дороги подобного типа очень выгодны. Большей частью они принадлежат государству и пополняют казну. Основная цель таких дорог — скорость и экономия времени, за которые приходится платить. В то же время нельзя отказываться и от бесплатных дорог. В Конституции прописано: всегда должна быть альтернатива. Это и есть компромисс в данном случае.
Владислав Корочкин, первый вице-президент "Опоры России":
— Компромисс нужно искать всегда. В случае с дорожным сбором с большегрузных автомобилей основная проблема состоит в непонимании, почему после введения акциза на бензин и введения транспортного налога возникает еще один сбор. Почему это нельзя было сделать, увеличив транспортный налог, и почему ни с кем не посоветовались? А вторая проблема в том, что система полностью не готова, и возникает напряжение даже не по поводу оплаты сбора, а в связи с невозможностью получить оборудование, правильно списать денежные средства, по поводу правильной отчетности по налогам. Все эти вещи не отработаны. Казалось бы, вопрос о моратории на этот год стоял в повестке дня правительства, но мораторий пока введен не был, и напряжение остается. Хотя всем понятно — система не готова.
Дмитрий Аграновский, адвокат:
— Обязательно нужно найти компромисс. Дальнобойщики не перекрывают трассы, не прекращают работу, они своим протестом никому не вредят. Они просто хотят обратить внимание на свое бедственное положение. Как еще в данном случае они могут достучаться до властей? Очень надеюсь, что президент проявит к ним такое же внимание, как в свое время проявил к протестующим в Пикалево. Протест дальнобойщиков — это народный протест, и шутить с ним нельзя, надо как минимум их выслушать, особенно в непростое время, когда обществу необходимо единство.
Виталий Ефимов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту, в 1991-1996 годах министр транспорта России:
— Компромисс надо искать всегда.