«Следователи так и не пояснили, в чем заключается вина Карауловой»
Суд отказался освободить студентку, обвиняемую в связях с ИГ
Мосгорсуд оставил под арестом студентку МГУ Варвару Караулову. Таким образом судья отказался удовлетворить апелляционную жалобу защиты. Девушку обвиняют в попытке присоединиться к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Караулова полностью признала свою вину. Теперь она останется под стражей до 23 декабря. Корреспондент «Коммерсантъ FM» Владимир Расулов рассказал подробности ведущей радио новостей Анне Казаковой.
— Что теперь намерены делать представители защиты Карауловой?
— Пока представители защиты, уже после заседания, заявили, что они, во-первых, попробуют обжаловать это решение Мосгорсуда, который признал законным арест Варвары Карауловой, она же теперь Александра Иванова, — она поменяла имя и фамилию, — и в дальнейшем сейчас будут пытаться выстраивать свою линию защиты, поскольку пока она не совсем понятна.
Интересный случай произошел в самом начале этого заседания: изначально адвокатами Карауловой были Александр Карабанов и Алексей Носков, однако по жалобе Караулова отказалась от этих защитников и отметила, что сейчас ее адвокатами являются Сергей Бадамшин и Гаджи Алиев. Последние двое заявили после заседания, что сначала планируют все-таки попасть в следственный изолятор, где находится Караулова, поскольку пока трижды следственные органы отказывали им в этом посещении. То есть, по сути, они лично, кроме как по видеосвязи перед этим заседанием, пока с ней не общались и не обсуждали детали этого дела, это пока это вся информация о том, что планирует делать защита.
— А с чем вообще связана смена защиты?
— Сама Караулова пока это не объяснила. Адвокат Карабанов попытался каким-то образом прямо на заседании ее переубедить, заявив, что, возможно, на нее надавил кто-то из сотрудников следственного изолятора, однако Караулова подтвердила суду, что это ее добровольное желание, и что остается она с двумя адвокатами. К сожалению, на самом заседании она не пояснила, почему решила поменять защиту.
— А отстраненные защитники после этого как-то комментировали ее решение?
— Отстраненные защитники ушли буквально сразу после того, как Караулова от них отказалась, заседание длилось три часа, и уже на выходе ни Карабанова, ни Носкова не было.
— Те защитники, которые теперь подключаются к процессу, что-то говорили, кроме того, что они собираются обжаловать сегодняшнее решение суда?
— Естественно, они давали небольшой комментарий уже после заседания. Они, во-первых, отметили, что в целом сама жалоба не была обоснована — следователи, по словам адвокатов, никаким образом не пояснили, почему Караулову все-таки заключили под стражу. Решение Лефортовского суда, по их мнению, не было тоже обоснованным, поскольку следователи мотивировали это тем, что она сможет скрыться от следствия, суда, уничтожить доказательства, однако подтверждения этим словам, по версии адвокатов, следователи так и не предоставили, причем ни на заседании Лефортовского суда ранее, ни во вторник в ходе судебных прений по жалобе.
Следователи так и не пояснили, в чем конкретно заключается вина Карауловой. Причем адвокаты на самом заседании неоднократно спорили с представителем следствия о том, что следователь говорит о конкретном преступлении, они напоминали о том, что Караулова пока подозревается в попытке совершить преступление. Поэтому здесь были некоторые расхождения.
— Комментировали ли как-то выступление Карауловой ее родственники, процесс, может быть? Есть какой-то комментарий от отца, он был очень активен раньше?
— Сами родственники присутствовали на этом заседании — была и бабушка Карауловой, ее мать, и был ее отец, Павел Караулов, причем его адвокаты вызвали в качестве свидетеля, чтобы охарактеризовать Караулову по человеческим качествам. Он ответил, что она была достаточно спокойным ребенком, учитывая, что не так много ей лет, и вообще основная ее вина во всей этой истории только в том, что она была ослеплена любовью, у нее в личной жизни в плане взаимоотношений с противоположным полом не все складывалось — она достаточно поздно начала общаться с молодыми людьми, и, видимо, поэтому, по его словам, представители запрещенного в России «Исламского государства» смогли таким образом на нее повлиять и вывести ее из нормального психологического состояния. Что же касается матери, то она, естественно, была расстроена решением Московского городского суда, однако общаться с прессой после заседания отказалась.
— Сама Караулова как себя вела на процессе?
— Сама она вела себя достаточно спокойно. Она сидела в белом спортивном костюме. Как только заходили два раза в зал заседаний журналисты с теле- и фотокамерами, она прятала лицо в капюшон и старалась не показываться, причем в конце заседания вообще ушла из кадра этой видеотрансляции, — она по видеосвязи выходила, общалась с участниками процесса, — и в целом выглядела достаточно вяло, не сказать, что нервно, активности никакой не проявляла, односложно отвечала на вопросы судьи.