Контрактную систему проверят на работоспособность

Минэкономики готовится к мониторингу госзакупок

В Минэкономики с 1 января запустят мониторинг госзакупок, чтобы предложить правительству меры совершенствования законодательства — об этом говорится в опубликованном вчера постановлении правительства. Среди источников — не только данные единой информсистемы, которая должна начать работу с 1 января 2016 года, но и данные от граждан и общественных организаций. Других мер, кроме «совершенствования законодательства», не предусмотрено — закупки по итогам мониторинга нельзя будет признавать несостоявшимися.

Фото: Василий Александров, Коммерсантъ

Минэкономики с 1 января 2017 года будет проводить мониторинг закупок для государственных и муниципальных нужд, об этом говорится в опубликованном вчера правительственном постановлении (от 3 ноября 2015 года №1193). С этой же даты вступают в силу нормы 44-ФЗ о необходимости проводить процедуру мониторинга, под который также начнут попадать отдельные закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, если они проводятся в отношении объектов государственной и муниципальной собственности за счет бюджета.

Новый документ дополняет июньские постановления правительства, в которых установлены порядок планирования и обоснования госзакупок. По ним с 1 января 2016 года планы закупок должны будут размещаться на едином портале — в информационной системе в сфере закупок, которую планируется ввести в действие с 1 января 2016 года. Заказчикам нужно будет обосновывать каждую закупку, способ определения поставщика и начальную цену контракта (см. “Ъ” от от 9 июня). Кроме того, с 1 января 2017 года, сообщили “Ъ” в Минэкономики, «планируется к внедрению» также система референтных цен — справочных по разным регионам для закупок госорганов и естественных монополий.

По утвержденному порядку, в ходе мониторинга в министерстве изучат сведения о количестве и стоимости заключенных контрактов государственных органов, о жалобах на результаты торгов и о недобросовестных поставщиках. Среди источников — данные единой информационной системы, обращения органов исполнительной власти, в том числе самого Минэкономики, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы. Также в рамках мониторинга, согласно новому порядку, будут учитываться судебные решения, обращения граждан — «в том числе общественных объединений, объединений юридических лиц, включая результаты общественного контроля» за соблюдением законов о госзакупках.

Для анализа поступившей информации, говорится в документе, Минэкономики сможет привлекать по госконтракту «иных лиц» для «сбора, обобщения, систематизации и оценки информации», а также формировать экспертные советы — из экспертных организаций, общественных объединений и объединений юридических лиц.

Отчет по итогам мониторинга чиновники должны будут размещать в единой информсистеме и представлять в правительство, в котором по итогам определят «меры совершенствования» законодательства. Отметим, что к действующему закону о госзакупках с марта 2013 года принято 18 законов, уточняющих его положения. Помимо «мер совершенствования», других последствий мониторинга не предусмотрено — как говорится в документе, при мониторинге будет оцениваться обоснованность закупок, но, как уточнили “Ъ” в Минэкономики, по результатам мониторинга закупка не может быть признана необоснованной: это делается в рамках других процедур — аудита и контроля.

Как писал ранее “Ъ”, сейчас в России зарегистрировано 3,7 тыс. ГУПов и 8,2 тыс. МУПов — совокупный объем их закупок в 2014 году составил 1,844 трлн руб. (см. “Ъ” от 20 июля 2015 года). Всего же в 2014 году объем госзакупок составил 5,44 трлн руб.( без учета закупок госкомпаний, ГУПов и МУПов по 223-ФЗ).

Софья Окунь


Госзакупки теряют остатки обаяния

Как сообщалось в июле, новый законопроект Минэкономики может ужесточить правила закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на 2 трлн руб. Это последний крупный сегмент рынка, в котором преобладают «иные неконкурентные способы» госзакупок. Регламентация торгов таких учреждений является частью более масштабного плана ведомства по унификации действий госзаказчиков — часть из них пока все еще полностью выпадает из общих рамок регулирования. Читайте подробнее

Вся лента