«Ограничение права управления транспортом — это крайняя мера»
Программа «Pro и Contra»
Россиян будут лишать водительских прав за долги по штрафам. Такой законопроект во втором чтении одобрила Госдума. Согласно документу, судебные приставы смогут на время отбирать у должников права на управление всеми видами транспорта в случае, если задолженность превышает 10 тыс. руб. В частности, санкции коснутся водителей, которые вовремя не оплатили алименты, административные штрафы или возмещения за причинение вреда здоровью. Автор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Агеев и юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Александр Рыбалко обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко в рамках программы «Pro и Contra».
Александр Агеев: «Изначально я вносил законодательную инициативу, законопроект, в котором предполагалось ограничивать право управления транспортными средствами только для должников по алиментам, а уже ко второму чтению коллеги внесли туда определенные поправки, которые, к сожалению, будут также применяться к должникам по административным штрафам. Для меня самое главное, чтобы должники по алиментным обязательствам платили вовремя своим детям».
«Мы предусмотрели пять исключений, в том числе, конечно, для профессионалов, для таксистов, для водителей, которые работают по трудовым книжкам и для которых это является источником доходов. Я хотел бы пояснить: ограничение права управления транспортным средством и всеми остальными, которые мы в законопроекте вводим, — это как раз крайняя мера в случае, если отсутствуют денежные средства».
Александр Рыбалко: «Такая норма имеет право на существование, безусловно, но у меня возникает ряд вопросов. Вопрос номер один: я не видел правового заключения ученых по конституционному, гражданскому, административному праву, которые бы определили, соразмерна ли эта мера — ограничение гражданских прав. Не видно результатов публичного обсуждения».
«Я считаю, что в достаточной степени соразмерность ограничения гражданских прав не была проработана. Личные неимущественные права не должны страдать у гражданина, если не исчерпаны государством иные меры, и они оказались неэффективны. Я усматриваю в этом, прежде всего, помощь судебным приставам, исполнителям-бездельникам».