"Возбуждай или экстрадируй!"
Прокуроры обсуждают, как бороться с терроризмом
Вчера в Сочи прокуроры 35 стран и представители девяти международных организаций обсуждали, как противостоять терроризму и насильственному экстремизму. Участники встречи пришли к выводу, что в отношении террористических организаций нужно действовать жестко, гибко и 24 часа в сутки. А эффективной эта работа станет только в случае, если страны будут проявлять взаимность — замораживать активы террористов и выдавать друг другу обвиняемых, даже когда те, пытаясь уйти от наказания, заявляют, что их преследуют по политическим мотивам.
"Терроризм и экстремизм — это самые опасные вызовы современности,— заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка, открывая конференцию Международной ассоциации прокуроров для государств Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии.— Сейчас уже всем понятно, что бороться с ними можно лишь объединенными усилиями. При этом требуется принятие принципиальных и решительных действий, прежде всего в правоохранительной сфере. В настоящее время радикальные группировки, совершая преступления на национальной и религиозной почве, угрожают стабильности и правопорядку во многих государствах мира, в том числе на евразийском континенте. Международными террористическими организациями "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" и другими территории Сирии и Ирака превращены в арену боевых действий". Вместе с тем, отметил господин Чайка, появилась опасная тенденция — террористы возвращаются из зон вооруженных конфликтов в свои страны, чтобы вербовать новых боевиков и готовить теракты. Еще одной проблемой, по словам генпрокурора РФ, стала "информационная война, развернутая в интернете", в первую очередь в соцсетях — с их помощью в незаконные вооруженные формирования (НВФ) привлекают все новых и новых участников из разных государств.
В отношении граждан России, воюющих на стороне иностранных НВФ, проходивших обучение в лагерях террористов, а также занимающихся вербовкой будущих боевиков, следственными органами возбуждено около 650 уголовных дел. По требованиям прокуроров прекращен доступ более чем к 800 сайтам в интернете, которые призывали к террористической и экстремистской деятельности, еще с 4,5 тыс. интернет-ресурсов удалена "противоправная" информация. Однако всего этого пока явно недостаточно. Как считает господин Чайка, для эффективного противодействия терроризму должна быть прежде всего разработана всеобъемлющая, как он выразился, конвенция ООН, которая бы исключала, например, отказы в экстрадициях обвиняемых по политическим "оговоркам". Должен действовать принцип "выдай или суди сам", считает генпрокурор. Очевидно, он имел в виду, что в случае отказа в экстрадиции страны сами должны рассматривать уголовные дела в отношении обвиняемых в преступлениях террористической направленности.
Исполнительный директор исполнительного директората Контртеррористического комитета Совбеза ООН Жан-Поль Лаборд сказал, что проблема противодействия международным террористическим организациям, в том числе ИГ, связана с тем, что правоохранительные органы пока не могут действовать столь же "гибко", как террористы. Многие вопросы, которые возникают при обмене информацией между странами о делах террористической направленности, а также при выдаче обвиняемых и подозреваемых, считает господин Лаборд, можно было бы разрешить централизованно, создав, например, при ООН спецгруппу, которая работала бы 24 часа в сутки, потому что и террористы действуют сутки напролет. А еще господин Лаборд сказал об "огромном количестве" жертв терроризма, сообщив, что к ним относятся и погибшие в результате катастрофы российского самолета А321 на Синае. В том, что это был именно теракт, участники встречи, во всяком случае иностранцы, похоже, не сомневались. Об этом, например, заявил представитель Чешской Республики Павел Земан, заодно сообщивший, что "теракты можно устраивать, не только взрывая самолеты". Не меньший риск, по его словам, несут в себе беженцы. Ведь из 100 тыс. беженцев, находящихся сейчас в Европе, около 1% может оказаться связанными с экстремистами.
Замдиректора ФСБ — руководитель аппарата Национального антитеррористического центра Евгений Сысоев, как бы отвечая на подозрения прокуроров, заявил, что все обстоятельства крушения российского лайнера изучаются с "особой тщательностью" и, хотя окончательные выводы еще не сделаны, авиасообщение с Египтом на всякий случай уже приостановили. Господин Сысоев сообщил, что боевики ИГ (а именно они, по версии иностранных спецслужб, организовали взрыв в аэробусе) контролируют территорию, на которой проживают около 8 млн человек. При этом, как выяснилось, самих боевиков относительно немного — около 80 тыс. человек. Собрались в Сирию и Ирак они едва ли не со всего мира. Во всяком случае, почти половина из них — иностранцы. А среди не местных боевиков почти 7 тыс.— выходцы из России и других стран бывшего СССР. Из тех же стран, как оказалось, ИГ получает и существенную финансовую помощь. Так, например, сотрудниками ФСБ было выявлено около 3 тыс. россиян, которые переводили средства "Исламскому государству".
Вторым очагом распространения терроризма господин Сысоев назвал Афганистан, в котором действуют 45-50 тыс. сторонников "Талибана". Однако одна из провинций Афганистана уже объявлена "землей ИГ", и лидеры этой террористической организации в ближайшем будущем планируют взять под контроль не только всю страну, но и соседние государства — Таджикистан, Туркмению, Иран и Северный Китай. Все это, отметил замдиректора ФСБ, может серьезно дестабилизировать обстановку в Средней Азии. В России же, по словам господина Сысоева, удалось существенно снизить террористическую активность, во всяком случае, после уничтожения целого ряда главарей бандформирований в Дагестане и Ингушетии, присягнувших ИГ, в стране не было допущено ни одного крупного теракта. Счет же предотвращенным преступлениям террористической направленности идет на десятки. Достаточно вспомнить недавний арест трех выходцев из Чечни, которые собирались совершить диверсию в столичном метро.
Генпрокурор КНР Цао Цзяньмин, напротив, сообщил, что в его стране зафиксирован рост преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом, поэтому местные законодатели вынуждены были пойти на введение в Уголовный кодекс статей, по которым усиливается ответственность за их совершение. "Мы вынуждены сурово бороться с терроризмом, чтобы защитить свой народ",— подчеркнул господин Цзяньмин. Однако, по его словам, все принимаемые меры могут оказаться тщетными, если противодействие терроризму и экстремизму будет осуществляться на уровне одной страны. Необходимо по всему миру замораживать активы лиц, уличенных в террористической деятельности, оповещать друг друга о террористической опасности, сказал генпрокурор КНР. А потом несколько раз повторил слова, произнесенные господином Чайкой. Только в китайской версии они уже превратились в лозунг: "Возбуждай или экстрадируй, экстрадируй или возбуждай!".
А потом прокуроры стран, входящих в БРИКС, одобрили положения концепции, в рамках которой они предполагают сотрудничать, в том числе в области противодействия терроризму. Когда обсуждался итоговый документ, представитель генпрокуратуры Индии попросил отдельно зафиксировать в нем сотрудничество в области противодействия отмыванию криминальных денег и финансированию терроризма. "Теракты не будут совершаться, если под них не будет денег",— справедливо заметил он.