МАК попал на ОП
Межгосударственный авиационный комитет предлагают отстранить от расследования катастроф
Члены Общественной палаты РФ заподозрили Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в некомпетентности. Они предлагают отобрать у него право на сертификацию и проведение расследований авиакатастроф и распределить эти функции между Росавиацией, Ространснадзором и Минтрансом. МАКу, в частности, ставят в вину отсутствие полного отчета по авиакатастрофе Boeing-737 в Казани, со времени которой прошло два года. Со своими предложениями Общественная палата намерена обратиться к президенту РФ Владимиру Путину и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Члены Общественной палаты РФ и представители Росавиации и Госавианадзора вчера на слушаниях поставили под сомнение компетентность МАК в свете последних трагических событий в Египте.
Межгосударственный авиационный комитет — надгосударственный исполнительный орган, отвечающий за безопасность полетов в странах СНГ. Учрежден в 1991 году на основании межправительственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, является правопреемником ряда комиссий Министерства гражданской авиации СССР. Участниками соглашения сейчас являются 11 республик бывшего СССР (кроме Прибалтики и Грузии). Основные функции МАК — выдача сертификатов типа самолетов, сертификатов аэропортов, выработка рекомендаций и предписаний, расследование авиапроисшествий. Функции по сертификации авиакомпаний в начале 2000-х годов перешли от МАК к Росавиации. МАК финансируется за счет взносов стран-участниц соглашения — размер пропорционален объему авиаперевозок, взнос РФ в 2015 году составил 253,9 млн руб.
«МАК противоречит нормам не только законодательства РФ, но и конвенции ИКАО (учреждению ООН, устанавливающему стандарты в сфере гражданской авиации. — „Ъ“)», — заявил вчера заместитель секретаря Общественной палаты Вячеслав Гриб. По его мнению, деятельность МАКа не отвечает требованиям 37-й ст. Воздушного кодекса (о сертификации судов. — „Ъ“). «За безопасность полетов должны отвечать не они, а исполнительные органы федеральной власти», — уверен господин Гриб.
Роман Бобылев, эксперт Общественной палаты по защите прав туристов, рассказал о своих попытках судиться с МАКом по вопросу законности эксплуатации Boing-737 еще в 2007 году и посетовал на непрозрачность организации: «Получить ответы от них невозможно. Спрашивают с государства, а МАК при этом ответственности не несет».
Политик Сергей Марков предложил отобрать у МАКа право на сертификацию и проведение расследований авиакатастроф. Замруководителя Росавиации Олег Сторчевой в связи с этим сказал, что его ведомство готово взять на себя функцию ведения реестра самолетов и их сертификации. «Мы как орган исполнительной власти уже выдаем сертификаты, а наши коллеги из Гостранснадзора их проверяют, — уточнил господин Сторчевой. — Если компания не принимает меры, принимаются меры против компании». Он также подверг МАК критике в связи с крушением 17 ноября 2013 года самолета Boeing 737-500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании «Татарстан». Тогда выполнявший регулярный рейс Москва (Домодедово) — Казань борт при посадке в аэропорту назначения потерял высоту, упал, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа, в их числе сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава Управления Федеральной службы безопасности республики Александр Антонов. «С момента Казани (авиакатастрофы Boeing-737. — „Ъ“) прошло два года, но у нас до сих пор нет полного отчета от МАКа, только предварительный. Он был направлен всем, кроме Росавиации», — пожаловался чиновник.
Председатель совета ветеранов Центрального аппарата гражданской авиации Виктор Горлов предложил вместо существующего «бардака», когда за небом следят Росавиация, Министерство транспорта, Ространснадзор и МАК, создать единый федеральный орган по образцу советского Министерства гражданской авиации.
Заслуженный пилот России Жорж Шишкин призвал не «рубить МАК сплеча», а действовать логично, и модернизировать в нем то, что, по его мнению, развито нормально — в частности, «мощную исследовательскую базу». Аналитический и нормотворческий отдел МАКа при этом, по мнению пилота, «хромает», и эти функции следует передать Министерству транспорта.
Представитель МАКа Виктор Трусов отказался давать „Ъ“ комментарии по поводу претензий Общественной палаты.
Председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии ОП РФ Елена Сутормина заверила, что по итогам слушаний все мнения будут учтены, кодифицированы и направлены на рассмотрение не только заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу, но и президенту России Владимиру Путину.
(Также на эту тему читайте статью на стр. 6.)