«Эти пляски на костях депутаты начинают после каждой катастрофы»
Правительство может запретить эксплуатацию авиалайнеров старше 15 лет
В России могут запретить летать самолетам старше 15 лет. Такой законопроект направил в правительство первый зампред комитета Госдумы по промышленности, единоросс Владимир Гутенев. По его словам, цель документа — реализация указаний президента о повышении уровня безопасности пассажирских авиаперевозок. При этом, согласно пояснительной записке, ограничиваются сроки эксплуатации только гражданских пассажирских судов. В тех странах, где подобные ограничения уже введены, аварии почти прекратились, сообщил президент Лиги оборонных предприятий, автор инициативы Владимир Гутенев.
«Прежде всего в него попадают зарубежные воздушные суда, которые выполняют рейсы на наших внутренних авиалиниях. Не выступаем какими-то новаторами. В качестве примера я хочу привести следующее: в Китае очень жестко выполняется положение о ввозе воздушных зарубежных судов, ограниченных 10 годами, грузовые самолеты — 15 годами. В Индии все еще более жестко: есть ограничения ресурсу в летных часах — не более 75%. Также в циклах, так называемые циклы наддува — не более 45 тыс. циклов», — поясняет «Коммерсантъ FM» Гутенев.
Известно, что самолет A321, который разбился в небе над Синаем, был выпущен 18,5 лет назад. Он был одним из самых старых лайнеров в авиапарке «Когалымавиа». Возраст судов никак не сказывается на безопасности полетов, уверен независимый эксперт авиаотрасли Алексей Захаров.
«Эти пляски на костях наши народные избранники начинают после каждой катастрофы. То же самое было после падения Boeing в Казани. Статистика свидетельствует, что уровень аварийности самолетов в возрасте трех лет и 30 лет никак не отличается. Air France использует самолеты старше 20 лет совершенно спокойно, British Airways использует, американцы Southwest Airlines летают на самолетах, которым под 30 лет», — рассказывает Захаров.
Принятие законопроекта об ограничении эксплуатации самолетов старше 15 лет повлечет за собой серьезные проблемы для отрасли и экономики в целом, отметил руководитель портала о деловой авиации BizavNews Дмитрий Петроченко.
«Почему запрет на эксплуатацию касается 15-летних самолетов, а, например, не десяти- или пятилетних? 15 лет для воздушного судна любого сегмента, будь то грузовой самолет, пассажирский лайнер или бизнес-джет, — вообще не возраст. Уронить можно и новый лайнер, таких примеров предостаточно. Что касается России, сразу же увидим проблему с провозными мощностями. У нас нет лайнеров, способных летать более 5,5 тыс. км и пассажировместимостью 180-220 кресел. Покупать новые — это очередной скачок цен. Покупать на вторичном рынке с нормальным возрастом тоже очень проблематично», — подчеркивает Петроченко.
Согласно исследованию профессора Массачусетского технологического института Джона Хансмана, около 53% всех аварий самолетов и 47% катастроф со смертельным исходом произошло с самолетами моложе восьми лет. При этом только 18% всех катастроф в мире произошло с самолетами в возрасте более 20 лет. По данным исследователя, возраст самолета, если он не достиг 27 лет, никак не влияет на его аварийность.