Малые инициативы большого туризма
Туризм. Воронежская область. 2015 год.
По данным департамента культуры Воронежской области, в 2014 году регион посетили 408,8 тыс. туристов. Как отмечает Федеральное агентство по туризму, объем платных туристских услуг в регионе за тот же период достиг 823,6 млн руб. При столь солидных показателях основным инвестором в туристическую привлекательность области остается региональная власть. Наибольший объем частных инвестиций традиционно наблюдается в гостиничном сегменте, однако сейчас формируется новый пласт инвесторов, развивающих этнографический и событийный туризм.
Распоряжение правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» называет основным вектором развития для Воронежской области внутренний рекреационный туризм. В правительстве отметили успехи местной власти в привлечении частных инвестиций при строительстве отелей и придорожной инфраструктуры на трассе М-4 «Дон». Положительно оценивается и оборудование музейной и выставочной экспозиций в Воронежском государственном природном биосферном заповеднике. На его базе создан интерактивный детский центр, посвященный бобру, проект «Жизнь за стеклом», позволяющий в режиме реального времени наблюдать за перемещением бобров в хатках, в том числе под водой.
Областное правительство работает над проектами двух туристских кластеров. Первый планируется создать на базе дворцового комплекса Ольденбургских в Рамонском районе. Помимо объектов показа, там должны появиться гостиница и кафе. Предварительная стоимость проекта оценивается в 200 млн руб., его реализация может занять 14 месяцев. Второй кластер под названием «Дендро-сафари парк Воронежский» должен расположиться в Семилукском районе. При нем также планируется возведение гостиниц и ресторанов, создание парковой зоны и контактного зоопарка. Этот проект предварительно оценен в 330 млн руб., срок реализации – 18 месяцев. Под каждый кластер планируется привлечение частного инвестора, кроме того, в правительстве надеются, что проекты смогут войти в федеральную целевую программу.
«Сейчас развивается внутренний туризм. Это в первую очередь связано с тем, что доллар и евро дорожают, из-за чего население со средним достатком перестало ездить за границу. Воронежская область только начинает развивать свой потенциал, наши специалисты участвуют в профильных форумах, мы также приглашаем экспертов из других регионов делиться опытом. В основном частные инвестиции привлекаются под большие проекты, как, например, “Задонщина” в Липецкой области. Бизнес строит там инфраструктуру – гостиницы и кафе. У нас планируется развитие аграрного туризма, в том числе и при сельскохозяйственных предприятиях», – объясняет Марина Бурдыкина, руководитель туристического направления Центра делового и международного сотрудничества при торгово-промышленной палате Воронежской области. На данный момент в лидерах по привлечению туристов предприятия молочной промышленности. Экскурсионные группы принимает завод «Экомилк» в селе Юдановка Бобровского района, а при предприятиях «Экониваагро» бизнесмена Штефана Дюрра открыта «Академия молочных наук», где школьников знакомят с процессом производства молочных продуктов от выращивания коровы до упаковки. В самой компании, однако, утверждают, что такой шаг – борьба за будущего потребителя, ведь холдинг планирует заняться переработкой молока.
Туристическая составляющая предполагается и в проекте воронежского бизнесмена Александра Енина, который планирует заняться производством вина. Усадьба вместе с винным заводом и хранилищем на 1 млн бутылок должна расположиться в селе Парижская Коммуна Верхнехавского района Воронежской области на собственных 35 га инициатора проекта. Еще 150 га он планирует выделить в основном под виноградники, а также селекционную лабораторию и инфраструктуру для возможных туристов (дегустационный зал и места отдыха). «Первоначальный» объем инвестиций – 100 млн руб.
Масштаб событий
Заметны успехи региона и в развитии событийного туризма, так, Международный Платоновский фестиваль за пять лет стал известен далеко за пределами региона. В 2015 году фестиваль посетило более 70 тыс. человек, было продано почти 22 тыс. билетов на сумму 22,77 млн руб. Общий бюджет этого года оценивали в 55 млн руб. В 2014 году он составил 45 млн руб., из них более 17 млн – доходы от продажи билетов, еще около 19 млн – спонсорские взносы и благотворительные пожертвования, примерно 9 млн – бюджетные субсидии, в том числе 1 млн – финансирование от Минкульта РФ. В нынешнем году фестиваль не получил федеральной поддержки, однако, по словам губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, мероприятие продолжают поддерживать меценаты: «У нас очень много участвующих в общественной жизни региона бизнесменов, и в этом залог сплоченности воронежского сообщества». В нынешнем году организаторы Платоновфеста запустили проект детского театрального фестиваля «Маршак», который, судя по количеству выкупленных на конец октября билетов, уже можно назвать успешным.
Организовывать масштабные события в регионе можно не только с помощью бюджета. Так, с 2000 года в Воронеже ежегодно проходит Всероссийский фестиваль японской анимации. По словам продюсера компании Reanimedia (дистрибьютор аниме), организатора фестиваля Степана Шашкина, мероприятие окупается с самого начала: «Мы не вкладываем деньги, поэтому на вопрос, сколько стоит фестиваль, ответить нельзя. Вся аренда – за счет продажи билетов на мероприятия или на партнерских соглашениях». В 2015 году в фестивале приняло участие около 3 тыс. человек, при этом почти 80% участников и гостей приезжали из других регионов. Городская власть активно помогает организаторам. «Получить одобрение мэрии для такого мероприятия было совсем нетрудно, муниципалитет нас все время поддерживает. Кроме фестиваля, по их инициативе мы участвуем в шествии на День города. В администрации работают адекватные инициативные люди, с ними приятно иметь дело», – отмечает господин Шашкин.
В 2015 году в парке дворца Ольденбургских в Рамони прошел второй для региона фестиваль «Усадьба Jazz», который на этот раз обошелся без господдержки. В 2014 году областные власти предоставили организаторам сцену и льготные условия аренды. В 2015 году сумма аренды заметно возросла, но, как рассказала президент фестиваля Мария Семушкина, фестиваль «еще в прошлом году завоевал сердца воронежцев, так что вопрос о том, проводить его или нет, не стоял». По ее данным, вторая воронежская «Усадьба Jazz» обошлась в более чем 4 млн руб., причем половина из них – спонсорские средства (ВТБ24, МТС и Fresh Bar), а еще 50% – доходы от продаж билетов. Их стоимость начиналась от 1,2 тыс. руб. В 2015 году фестиваль посетило более 3 тыс. человек.
С 2003 года успешно существует без государственной поддержки и «Джазовая провинция» – фестиваль, который уже более десяти лет каждую осень проходит в Воронеже и держится на энтузиазме организаторов. Как отмечал продюсер фестиваля в Воронеже Александр Лукинов, «фестиваль – некоммерческое предприятие, рисковать из любви к искусству готовы немногие».
Первый фестиваль современного искусства «Чернозем», представлявший зрителю разные формы авангарда, был организован арт-группой «Квадрат» собственными силами в 2010 году, однако в 2011–2012 годах фестиваль не проводился. Его создатели отмечали: «Эти два года стали временем накопления жизненных и творческих сил». В 2013 году соучредителем фестиваля стал областной департамент культуры, поддержал начинание и Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова. В этом году фестиваль снова вынужден накапливать творческие силы: расходы на культуру в бюджетах и различных фондах сократились из-за кризиса. Но «Чернозем» обещал вернуться, в Воронеже на него собиралась благодарная публика, в том числе и из других регионов.
Хлеб и зрелища
Значимыми игроками рынка событийного туризма становятся рестораторы. Практически все мероприятия предполагают наличие фуд-корта – зоны питания. К отбору ресторанов организаторы подходят не менее тщательно, чем к составлению программы. От того, как организовано питание, зависит общее впечатление гостей от события. «В этом году так получилось, что для участия в большинстве подобных фестивалей организаторами приглашались разнообразные гастрономические концепции. Кроме того, для организаторов очень важна возможность гастрономического партнера быстро и качественно обслуживать большое количество гостей мероприятия. Многие новые игроки рынка просто не имеют возможности сделать все на необходимом уровне. В-третьих, некоторые мероприятия требуют статусных игроков, соответствующих уровню ивента», – отмечает Николай Шалыгин, руководитель ресторана «Кафе Гармошка».
«Для участия в общегородских мероприятиях нужно представить качественные блюда, эстетику подачи и достойный внешний вид. Большим плюсом является организация вокруг себя столиков для питания. За “вход” деньги не берутся, однако есть затраты, которые делятся между участниками: охрана, аренда шатров, рекламные вывески. Если же у участника есть шатер, идентичный арендуемым, охранять они его будут сами и отказываются от вывески в едином стиле, то, соответственно, участие для них полностью бесплатно. Основным критерием отбора является наличие стационарного заведения ресторанного уровня, то есть качество должно быть отработано и доказано. Если у компании нет своего стационарного заведения (например, кейтеринговые компании), то у них просят эскизы оформления пространства и фотографии блюд, которые они будут готовить и подавать на месте, – рассказывает владелец гастрономии “Брокколи” Виктор Деханов. – Фактически наша команда не только участвует в мероприятиях, но и занимается организацией шатров, охраны, совместно с администрацией приглашаем участников и делаем сбалансированную расстановку».
По словам Николая Шалыгина, участие в мероприятии – скорее имиджевый шаг: «Как правило, говорить о хорошей прибыли в рамках подобных выездов не приходится. Мы знакомим гостей с нашими блюдами, нашей концепцией, сутью. Мы получаем шанс донести до публики информацию о нас. Издержки для организации точки питания очень высоки, поэтому бывает, что участие в ивенте может быть убыточно, но мы получаем новых гостей и клиентов в будущем, если, конечно, хорошо справились со своей работой на фестивале».
Возможность заработать в ходе выездного мероприятия зависит от формата события. «Где-то мы работаем на имидж, но если мероприятие имеет “входной билет” (плату для участников), то туда мы идем с прицелом на получение прибыли. Иногда мы участвуем и в благотворительных мероприятиях», – замечает Виктор Деханов.
Этнический фаворит
Много частных инициатив появляется и в этнографическом туризме. Так, в Каширском районе на 549-м км трассы М-4 «Дон» расположена база отдыха и развлечений «Кудеяров стан». Сегодня она включает в себя кафе, мотель на пять двухместных номеров экономкласса, автостоянку, зоосад, детскую площадку. Сергей Жемчужников, владелец базы, говорит, что у него в планах создание полноценного туристического комплекса и развитие туристических маршрутов: «Я начал с придорожного кафе, чтобы люди останавливались и узнавали о нашем проекте. Зоосад для детей создан, чтобы люди ехали целенаправленно из Воронежа посмотреть на животных. Сегодня мы предлагаем программу на три-четыре часа, чтобы можно было либо остановиться и прогуляться, либо специально приехать из города. Когда мы построим
отель, способный принимать много людей, будем и маршруты корректировать». Пока господин Жемчужников развивает проект на собственные деньги, но не исключает возможности привлечения инвестиций в будущем: «Прежде чем искать инвестора, надо заявить о себе, создать имидж, чтобы и партнер был подходящий».
В Эртиле находится этнографический комплекс «Деревенька 17-19-х веков», созданный на базе фермерского хозяйства «Шанс». Музей представляет собой несколько стилизованных под старину построек, в которых расположена экспозиция: крестьянская изба с русской печью, гончарня и кузница. Есть и инфраструктурные объекты: например, гостевые домики. Туристам предлагается не только осмотреть экспозицию, но и порыбачить, отправиться в поход по экотропам, приобрести продукты под собственным брендом. В планах организация первого в России бизнес-инкубатора по сельскому туризму и мастер-классы по древним ремеслам для посетителей. Владелец комплекса Владимир Брежнев надеется привлечь инвесторов для строительства трактира, конюшни, гостевых домиков и организации водоснабжения. Планируется привлечь 7-8 млн руб., освоено уже 15 млн руб. «Пока не найден инвестор, я заканчиваю строительство гостевых домиков самостоятельно. Три из них в завершающей стадии, остальные на очереди. Возведение одного стоит около 2 млн руб.», – рассказывает Владимир Брежнев. По его словам, комплекс пользуется спросом у иностранцев, его посещают и гости воронежских компаний, и клиенты иностранных турфирм. В 2013 году «Деревеньку» посетили более 2,5 тыс. человек, в 2014-м – более 3 тыс. Господин Брежнев видит широкие возможности в сфере школьных экскурсий: «К сожалению, воронежские школьники пока могут приезжать к нам только в выходные дни, департамент образования запрещает экскурсии в учебное время. Из-за этого наши возможности ограничены, мы проводим максимум две групповые экскурсии в день. Но губернатор Алексей Гордеев во время визита сравнил посещение нашего музея с несколькими уроками истории и краеведения, возможно, ситуация изменится».
На границе Воронежской и Волгоградской областей в Воробьевском районе действует Ломовской природно-ландшафтный парк. На его территории расположены каменный лабиринт, являющийся реконструированной копией одного из лабиринтов, расположенных на Кольском полуострове, деревянная мельница-шатровка – памятник этнографичекой культуры XIX века и другие объекты показа. Кроме того, в парке есть сценическая площадка на воде и домики для отдыхающих на берегу. Здесь также раз в два года проходит фестиваль фольклора и художественных ремесел «Русь песенная, Русь мастеровая». Сам парк имеет статус природоохранного рекреационного учреждения при отделе культуры администрации Воробьевского района, что неудивительно – его основал начальник районного отдела культуры Василий Козлов.
В 2013 году областные власти начали поиски инвестора для туристско-рекреационного комплекса в Лискинском районе, который расположится «в непосредственной близости с природным, архитектурно-археологическим музеем-заповедником “Дивногорье”». Там планируется построить всесезонный гостиничный комплекс с рестораном и хозблоком на 810 кв. м, экодеревню из 20 домиков по 20 кв. м, летнее кафе, визит-центр, открытый амфитеатр для проведения представлений в формате open air, спортивную и детскую площадки, парковку. Предполагается, что стоимость строительства составит около 75 млн руб., срок реализации – от шести до 12 месяцев.
Такой же туристско-рекреационный комплекс планировалось возвести на базе Хреновского конезавода в Бобровском районе. От инвестора ждут строительства или реставрации гостиницы на 80 мест, возведения двухэтажного ресторана на
520 кв. м, летнего кафе на 152 кв. м, спортивно-развлекательного комплекса из двух частей по 185 кв. м и 520 кв. м, других объектов. Оценочная стоимость проекта – 150 млн руб., срок реализации – до года.
Покупай, не скупись
Жители соседних регионов часто приезжают в Воронеж и за покупками. В Рамонском районе в 2010 году открылся cити-парк «Град» – проект воронежского бизнесмена Евгения Хамина. Объект подобного формата стал первым и самым крупным для макрорегиона. Комплекс включает в себя торговые элементы (DIY, продуктовый гипермаркет, магазины одежды и обуви) и досуговый сегмент, представленный парком аттракционов, океанариумом и концертным залом Event Hall. Якорными арендаторами центра являются гипермаркет Auchan (в макрорегионе помимо Воронежа представлен в Белгороде) и единственный в Черноземье DIY-гипермаркет Leroy Merlin. Общая площадь «Града» равна 208 тыс. кв. м, общий объем вложений – более 8 млрд руб.
Совсем скоро местный рынок торговой недвижимости может потеснить давно ожидаемый потребителями (в том числе из соседних регионов) иностранный игрок. В 2009 году шведский концерн IKEA приобрел участок площадью 117 га в Новоусманском районе области, в непосредственной близости от Воронежа и федеральной трассы М-4 «Дон». На момент завершения сделка оценивалась в $50 млн. В последний раз компания анонсировала открытие гипермаркета в конце 2017 года, планы по строительству центра в Воронеже озвучиваются с 2005 года. Приступить к строительству инвестор рассчитывает в следующем году. Площадь гипермаркета должна составить 44 тыс. кв. м, также запланирована парковка на 1,7 тыс. автомобилей. В компании не исключают, что дальнейшим развитием воронежского проекта станет возведение торгово-развлекательного центра «Мега» (сеть из 14 ТРЦ в России, в составе которых открываются мебельные гипермаркеты, также принадлежащие IKEA). Ранее проект «Мега Воронеж» площадью порядка 176 тыс. кв. м оценивался в 4,5 млрд руб. Интересно, что изначально построить торговый центр планировалось в Рамонском районе – там, где сейчас находится сити-парк «Град». Если проект все-таки будет реализован, воронежская IKEA станет первым магазином концерна в Черноземье.
Лыжи и копья
Турбазы остаются популярным местом отдыха среди жителей Воронежа. Туристско-информационный портал Воронежской области предлагает порядка 20 баз отдыха для гостей региона. Многие из них имеют особую направленность. Например, «Торбово» – охотничья усадьба в Верхнехавском районе. Здесь официально разрешена индивидуальная охота, «с подхода» или с вышки, возможна «садочная» охота на фазана. Можно использовать любые виды разрешенного оружия. В качестве объектов охоты гостям предлагают кабана, лань, косулю, муфлона, оленей и других животных. Не так давно в усадьбе запустили «Славянский театр» – театрализованное представление, рассказывающее о жизни древних славян. Руководит проектом режиссер Воронежского ТЮЗа Александр Сидоренко, в представлении задействованы актеры Камерного театра, Театра драмы имени Кольцова и ТЮЗа. «Торбово» – один из наиболее развитых, но далеко не единственный элемент охотничьей инфраструктуры региона. О потенциале данного направления туристической сферы говорит и активность профильных торговых сетей. Совсем недавно местных игроков-владельцев магазинов оружия и инвентаря для рыбалки потеснила крупная иногородняя сеть.
Горнолыжный отдых в Воронежской области предлагает туристам комплекс «Донгор», расположенный в Семилуках. На склоне Чернышевой горы проложены три трассы длиной от 270 до 350 м с перепадом высоты 30-40 м, каждая оборудована подъемниками и аппаратами искусственного снега. Гостям предлагают и другие виды активного отдыха, например пейнтбол и катание на снегокатах. В комплексе также есть гостиница и кафе.
Для костей и гостей
Воронежские санатории также стараются не сдавать позиций. Туристско-информационный портал Воронежской области рекомендует восемь санаториев различной специализации. Многие из них расположены на месторождениях целебных или минеральных вод. Так, в «Радоне» предлагают радоновые ванны, санаториях имени Цюрупы и «Углянец» – лечение минеральными водами из Икорецкого и Углянческого источников.
Медицинский туризм представлен в регионе не только санаториями. В 2012 году в Воронеже открылся частный Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. Как утверждают в компании, «cостав медицинского оборудования, собранного в одном месте, на сегодняшний день не имеет аналогов ни в государственных, ни в частных клиниках России и ближайшего зарубежья». Пациенты приезжают не только из субъектов РФ (среди которых Московская, Ленинградская и Амурская области), но и из Украины, Белоруссии, Армении и Азербайджана. Центр привлекает и бюджетные средства: сегодня на квоты могут рассчитывать жители Воронежской и Тамбовской областей.
«Воронежская область. Туризм-2015»