Деловое предложение
Туризм. Воронежская область. 2015 год.
Российская ассоциация бизнес-туризма (АБТ-ACTE Russia) в ежегодном отраслевом исследовании Yearbook подсчитала: в 2013 году объем российского рынка делового туризма составлял около 471 млрд руб., а в 2014 году вырос на 19% – до 560 млрд руб. По прогнозам, к 2020 году объем деловых поездок в России достигнет $18,4 млрд при ежегодном росте в 5,9%. Почему бы весомую долю из этих средств не привести в воронежскую экономику?..
Наибольшая деловая активность приходится, конечно, на Москву и Санкт-Петербург, ведь здесь расположены штаб-квартиры как глобальных, так и российских компаний. Однако сегодня можно говорить о том, что и в регионах бизнес-тревел выходит из «зоны ожидания» и готовится к росту. Предприниматели понимают, что поездки в интересах компании – это эффективный механизм сохранения существующих и привлечения новых клиентов и партнеров, а значит, одна из наиболее перспективных долгосрочных инвестиций. Это важнейший катализатор роста продаж и получения прибыли.
Воронежская область уже не первый год позиционируется как центр развития бизнеса и образования в Черноземье. Здесь сосредоточено значительное число предприятий, учреждений, более 60 вузов. Постоянно растет деловая активность и количество контактов с другими регионами и зарубежными странами. В области имеется мощный производственно-технический и научно-образовательный потенциал, который является достаточным основанием для развития делового туризма. По мнению аналитиков, именно деловой туризм может стать в Воронежской области драйвером развития всей туристской отрасли.
«На первое место выдвигается мотивация – “есть что сделать”, а затем уже “есть что посмотреть”», – полагает председатель комитета по туризму и объектам размещения торгово-промышленной палаты Воронежской области Николай Корзон. По его мнению, регион, безусловно, интересен для деловых людей, «а уже в процессе можно посмотреть достопримечательности». С этим солидарен и директор Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Юрий Веденин. На международной научно-практической конференции «Туризм и региональное развитие» в Смоленске он привел такие данные: длительность пребывания деловых туристов в регионах ЦФО за исключением людей, работающих по долгосрочным контрактам, – всего один-два дня. «А ведь эти территории обладают огромным туристическим потенциалом в виде массы достопримечательностей. Нередко организаторы деловых туров попросту не умеют заинтересовать людей чем-то еще, кроме участия в бизнес-мероприятиях».
Помощник президента РФ Игорь Левитин на совещании о состоянии и перспективах развития туристской отрасли в Воронежской области также заострил внимание на этой проблеме: «Я сегодня прошел по нескольким турфирмам Воронежа, спрашивал, какую туристическую программу мне могут предложить. Оказалось, что все варианты рассчитаны на один день, а предложений на два-четыре дня просто нет».
Показать воронежскому региону есть что: по количеству объектов культурного наследия (2,7 тыс. ансамблей, комплексов и памятников истории и культуры федерального и регионального значения), находящихся под государственной охраной, область занимает пятое место среди субъектов Центрального федерального округа.
Взятый правительством Воронежской области курс на реиндустриализацию региона, строительство новых и модернизация существующих предприятий, интенсивный приход в экономику региона иностранных компаний определяют хорошие предпосылки развития делового туризма. Но потребуется более пристальное внимание власти к смежным отраслям, создающим условия для интенсификации туристского потока и формирования программно-целевого подхода к консолидации всех направлений туриндустрии.
Три «кита» делового туризма
Согласно общемировым канонам туриндустрии, ее главные составляющие – объекты размещения, питания и транспортное обслуживание. Без этих трех «китов» говорить о развитии не приходится. По оценкам экспертов ВТО, деловой туризм является одним из наиболее экономически эффективных видов туризма в мире. Так, около 50% доходов авиакомпаний, приблизительно 60% доходов гостиниц и более 70% доходов автопрокатных компаний создаются за счет обслуживания именно этой категории туристов. Еще одна особенность этого сектора – рост спроса на комбинированные программы, которые совмещают три-четыре дня работы и один-три дня поощрительного отдыха. Бизнес-туристы – эффективные клиенты для гостиниц и турфирм. 55-60% гостиничных номеров во всем мире бронируют бизнесмены и менеджеры фирм. Суточные расходы делегатов разнообразных деловых встреч, конгрессов и симпозиумов превышают $345, а обычный турист тратит за день в среднем $100-200.
Если оценивать конкурентоспособность Воронежской области как туристской дестинации на макроуровне, эксперты отмечают, что регион обладает необходимым потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма и занимает 46-ю позицию в данном сегменте среди субъектов РФ. Регион имеет в своем активе 140 объектов размещения, а благодаря выгодному географическому положению в центре мощных транспортных потоков, проходящих через центральные районы России, обладает разветвленной сетью железных и автодорог. Здесь достаточно развита система общественного питания, представленная разными сегментами – от ресторанов высокой кухни до кафетериев с фастфудом.
По словам заместителя руководителя областного департамента культуры – начальника отдела туризма Екатерины Буйволовой, воронежский регион является одним из немногих в России, где с 2012 года в закон об инвестициях внесены специальные поправки. В соответствии с ними строительство туристско-рекреационных комплексов отнесено к особо значимым инвестиционным проектам. «Они имеют право на все меры господдержки, предусмотренные для предприятий сельского хозяйства и промышленности. С той лишь разницей, что для предприятий АПК и промышленности есть лимиты финансирования, а для строительства туристско-рекреационных комплексов таковых нет. Среди мер господдержки – государственные гарантии, строительство инженерной инфраструктуры, налоговые льготы», – объяснила она. В частности, благодаря мерам господдержки в регионе построены и продолжают возводиться отели европейского уровня, особенно востребованные в сегменте делового туризма.
Комфортный приют
Как отмечает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев, сегмент делового туризма привлекателен возможностью проводить мероприятия круглый год. По его словам, Воронеж создал для этого хорошую базу: гостиничный бизнес развивается опережающими темпами, появились отели мировых сетей – Hampton by Hilton, Holiday Inn Express, Mercury, «Азимут» и «Амакс», в высокой степени готовности Hotels & Resort Marriott и другие.
По мнению директора ОАО «ЦУМ-Воронеж» (реализует проект строительства отеля Marriott) Сергея Лепендина, наличие сетевых гостиниц европейского уровня позволяет иностранным гостям, которых в Воронеже все больше, получать те «опции», к которым они привыкли, отдавая предпочтение отелям одного бренда в своих командировках по всему миру.
«Сетевая гостиница – это даже не больше или меньше комфорта, это те условия, которые одинаковы по всему миру. Если человек бронирует гостиницу, скажем, Hilton, он уже знает, какой набор сопутствующих услуг ему будет предоставлен. У разных сетей есть свои стандарты, и человек выбирает те, которые ему нравятся», – объяснил он. Крупные отели ориентируются прежде всего на бизнес-туристов, поэтому в их структуре обязательно есть конференц-залы.
Приход сетевых компаний отельного бизнеса в Воронеж – свидетельство осознания перспектив региона. Когда крупные операторы заходят на рынок, они просчитывают ситуацию и делают прогнозы. С другой стороны, наличие в области отелей высокого класса становится имиджевой составляющей в глазах деловых туристов. Согласно исследованию консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, Воронеж занял второе место среди российских городов-миллионников по числу открытий новых гостиниц в 2015 году.
Предприниматель Игорь Комаров, много лет работающий в туристской сфере Воронежской области, полагает, что на сегодня проблем с размещением туристов в регионе уже нет: «Наличие мест размещения во многом определяет дальнейшую туристическую судьбу региона. Сетевые компании рекламируют все свои отели в общемировом пространстве, и это большой плюс и очередная вешка в развитии туризма в области».
По мнению помощника президента РФ Игоря Левитина, в условиях кризиса деловой туризм выдвигается в авангард отрасли: «Особенно стабилен деловой туризм – людям необходимо развивать свой бизнес, летать в командировки». Вадим Зеленский, председатель Ассоциации бизнес-туризма России, полагает, что развитию делового туризма в ЦФО препятствует, в частности, то, что «подчас потенциальные клиенты находятся в плену стереотипа о том, что уровень обслуживания в регионах низкий, хотя это не всегда соответствует действительности».
Нередко клиент в соответствии со своими внутренними правилами командирования или организации мероприятия требует определенного уровня и стандарта услуг, но не может получить их за предлагаемую цену. «Наличие беспроводного интернета в номере, а не в лобби отеля, стола и розеток около него, а не через несколько метров в той же комнате, чтобы можно было зарядить ноутбук, – с отсутствием таких простых признаков готовности номера для деловых путешественников приходится сталкиваться ежедневно, – констатирует генеральный директор IBC Corporate Travel Анатолий Курюмов. – Бизнес предъявляет новые требования к отелям и площадкам, и их необходимо осознать».
По данным экспертов Всемирной туристской организации, большинство деловых туристов (73%) выбирают отель для поездки по местонахождению, еще 61% – по качеству номеров, 59% – по возможности онлайн-регистрации. 55% бизнес-путешественников ориентируются на доступность бесплатного Wi-Fi.
Совладелец воронежского «Арт-отеля» Павел Какалия считает главной проблемой обеспечения необходимого уровня сервиса кадры, «которые решают все». Поэтому, прежде чем кого-то принять на работу, «досконально изучаем их прошлые достижения и потенциальные возможности»: «Одно из основных требований – коммуникабельность и знание языков. Ключевых специалистов отправляем на учебу в Москву, за рубеж, а остальных обучаем сами. У отельного бизнеса в Воронеже своя специфика, которая отличается от Москвы, Питера. И не потому, что цена и качество услуг другие. Очень многое здесь зависит от расположения отеля». Его компаньон по бизнесу Александр Муштаев полагает, что сегодня нужно делать ставку именно на бизнес-туризм, поскольку его развитие зависит от инвестиционной привлекательности территории, а Воронеж здесь в тренде роста.
Дело вкуса
Бизнес-туристы, как правило, люди состоятельные и требовательные к качеству питания, уровню ресторанного сервиса. Воронежский ресторатор Андрей Матвеев считает, что этот бизнес в Воронеже представлен довольно широко, хотя игроков на рынке немного. «Ресторанные компании можно пересчитать по пальцам одной руки. В связи с этим и подход не столь многогранный. Идеи бизнеса и форматы самих ресторанов можно было бы расширить», – полагает он. «Когда у нас в городе проводятся какие-то деловые встречи, выставки, семинары, сразу видно, насколько увеличивается количество посетителей в ресторанах. Если такая активность делового туризма станет постоянной, это будет рождать дополнительный спрос в общепите. И в большей степени не количественный, а качественный спрос», – добавил господин Матвеев.
В качестве безусловного достоинства ресторанного бизнеса в Воронеже в глазах туристов аналитики отмечают наличие национальной кухни – зарубежные гости часто предпочитают привычную еду. Популярны у бизнес-туристов ресторан узбекской кухни «Малика», азербайджанской – «Форт», грузинской – «Тифлис», японской – «Тануки», сербско-черногорской – «Югославия». По мнению владельца ресторана «Тифлис» Гелы Торадзе, после введения Россией продуктового эмбарго ассортимент блюд в ресторанах, ориентированных на европейскую кухню, заметно сократился, а число тех, кто предпочитает более привычную национальную кухню, вырос. Всего же, по официальным данным, в Воронеже 172 ресторана, 233 кафе, 94 бара, 17 клубов, 38 точек продаж суши.
Мультипликативный эффект
Доходы от делового туризма в экспорте товаров и услуг развитых стран занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов. Это весомый источник пополнения местных бюджетов в силу мультипликативного эффекта отрасли. Поскольку туристская деятельность одна из самых трудозатратных, она выступает как регулятор занятости населения. Каждый шестой человек прямо или косвенно занят в этой сфере. Для региона это означает создание новых рабочих мест и возможность дополнительной занятости.
Статистика свидетельствует, что около трети общих расходов туристов идет на питание и проживание, 25% – на покупку местных изделий, 15% – на разъезды. На развлечения и прочие услуги идет не более 10% общих расходов. Турфирмы за свои услуги берут в общей сложности 10–30% от стоимости тура. Таким образом, до 90% всех средств, потраченных туристами во время путешествия, как правило, остаются «на местах».
Предприниматель Игорь Комаров отмечает, что если раньше туризм как отрасль относили к разным департаментам, воспринимающим его как пасынка, то сейчас ситуация кардинально меняется: «Создан комитет по туризму, Воронеж уже зазвучал, получив после обращения губернатора Алексея Гордеева эгиду ЮНЕСКО на проведение декады туризма, которая ставила целью привлечь внимание к региону. Мы делаем традиционным в Воронеже Всемирный музыкальный фестиваль и в следующем году постараемся позиционировать его действительно всемирным, пригласив мировых звезд первой величины».
С ним солидарна директор турагентства «Фатум» Марина Стадная: «Департамент культуры озаботился развитием туризма, стал интересоваться, какие есть болевые точки, чем нам помочь в развитии турпотока, хотя бы указатели появились к основным объектам посещения. А чем может помочь власть? В каждом районе в администрации должен быть человек, который курировал бы туризм. Этот человек предпринимателям мог бы показать “реперные” точки, на которых можно было бы делать турпродукт. А мы найдем, как его подать туристам».
Аналогичное понимание векторов развития туризма есть и у правительства региона. «Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка области в долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов госвласти и местного самоуправления. Характер проблемы требует консолидации усилий властей всех уровней, финансовых организаций, общественных объединений и экспертного сообщества, предприятий туриндустрии...» – сказано в профильной региональной программе. Такой подход может обеспечить сбалансированность и последовательность действий, расстановку приоритетов и создание эффективного механизма государственной координации решения определенных программой задач. По словам руководителя департамента культуры области Эмилии Сухачевой, в развитии туристической отрасли ставка сегодня делается на тесное сотрудничество власти и бизнеса.
Но, как сказал Николай Корзон, крупные игроки рынка уже заинтересовались Воронежем. Идут переговоры с международным холдингом Tez Tour. Кроме того, на территории России начала функционировать крупнейшая международная организация в сфере делового туризма – ABT-ACTE Russia, которая, очевидно, не обойдет вниманием и Воронеж. «Заключенное соглашения с ACTE – это не только взаимовыгодное партнерство, но и возможность внедрять высокие международные стандарты в управлении и организации деловых путешествий», – пояснил эксперт.
«Воронежская область. Туризм-2015»