Граница высокого напряжения
Василий Миловидов об «Убийце» Дени Вильнева
В прокат выходит новый триллер умелого режиссера Дени Вильнева — мастерски снятый и захватывающий дух, но в итоге разваливающийся под собственным весом
Боевой отряд ФБР во главе с суровой девушкой Кейт (Блант) штурмует дом где-то в аризонской глуши. Там обнаруживается несколько десятков тел, замурованных в стены, и ящик с взрывчаткой, подрывающей часть оперативников. В тот же день Кейт вызывает начальство и предлагает найти виновников произошедшего, став частью секретной команды, занимающейся охотой за боссами мексиканских наркокартелей. Руководят операцией улыбчивый консультант ЦРУ в шлепанцах Мэтт (Бролин) и неразговорчивый мужчина с грустными глазами Алехандро (дель Торо). Следующие несколько дней они будут старательно вешать Кейт лапшу на уши, нарушать все возможные протоколы и все сильнее казаться не меньшими монстрами, чем люди, с которыми героиня приехала бороться.
Плодовитый и обласканный критиками канадец Дени Вильнев — из той странной породы режиссеров, у которых, казалось бы, есть и ум, и навыки, и фантазия, но недостает чего-то неуловимого, что делало бы их по-настоящему великими. "Убийца" — второй его фильм, снятый на американской земле и при участии гениального оператора Роджера Дикинса, делавшего картинку вильневских "Пленниц" и еще десятка шедевров. Это абсолютно мастерски сделанное кино (самое мастерское у Вильнева) на популярный в последнее время сюжет про сильную женщину с принципами, оказавшуюся на территории, где они не работают. Своеобразный ответ "Цели номер один" Бигелоу, только на месте войны с террором здесь еще более давнишняя болячка Соединенных Штатов — война с наркотиками. И даже на эту довольно избитую тему, которую уже закрыл "Траффик" Содерберга и сделал частью уютной поп-культуры сериал "Во все тяжкие", автору удается взглянуть какими-то новыми глазами.
Вряд ли кого-то удивит мысль, что в войне на границе США и Мексики уже давно не различить правых и виноватых или что идет она не за правосудие, а за власть. Вильнев попросту пускает сквозь эти идеи кинематографический ток и увеличивает крупность, приближая зрителя на некомфортное расстояние к проблеме. На этой кинетической энергии фильм и несется довольно долгое время, пока не оказывается, что ее одной все-таки недостаточно, а в помощниках у нее лишь привычный для Вильнева недуг.
На этот раз он не спотыкается о неожиданное дурновкусие, как не раз бывало в других его фильмах, и даже придерживает свою тягу к неловкой мелодраме до самых последних минут. Справиться ему не удается со своей главной проблемой и отличительной чертой — пронизывающей все тело фильма серьезностью. Быть серьезным ни в коем случае не порок для кино, но в "Убийце" это отличительная черта не подхода к теме, а самого метода. Мрачной многозначительностью пронизано каждое движение камеры, каждый мельчайший штрих. Поначалу Вильневу удается создавать этим по-настоящему гнетущую атмосферу, но в какой-то момент начинаешь подозревать, что пугают тебя если и не на пустом месте, то с явным переизбытком усилий.
Впервые у Вильнева в войну с его методом вступают его же артисты: Блант, дель Торо и Бролин играют здесь одни из лучших своих ролей и как могут раскачивают эту лодку, но и их сил в итоге не хватает. Каким бы серьезным ни был фильм, чтобы стать по-настоящему сильным, он должен периодически взлетать. При всей иллюзии движения, в итоге выясняется, что "Убийца" все это время крутился на одном месте.
В прокате с 26 ноября