Бюджет устойчив в первом чтении
Правительство пока не готово изменять плановые доходы и расходы 2016 года
Правительство не намерено существенно изменять параметры федерального бюджета на 2016 год в процессе его прохождения в Госдуме. По данным "Ъ", в декабре 2015 года, во втором чтении, расходы бюджета предлагается по инициативе правительства увеличить лишь на 61 млрд руб. (0,5% общих расходов) и перераспределить в расходах 104 млрд руб.
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев обсудил с правительством возможные поправки к федеральному бюджету на 2016 год. Как писал "Ъ" накануне, перед первым чтением проекта в Госдуме (назначенным на 13 ноября) во властных структурах ожидалась полемика о возможности увеличения расходов, отразившаяся в обсуждении состоятельности прогнозов сбора доходов в 2016 году. Счетная палата и ряд экспертов предположили, что прогноз сбора доходов занижен, Минфин разрабатывал аргументы о рискованном статусе плановых доходов на более чем 1 трлн руб. и возможной необходимости обсуждения чистого роста внутреннего госдолга в 2016 году выше проектных 300 млрд руб. вместо внепланового расходования Резервного фонда. В выступлении господина Медведева на совещании 11 ноября отразилась лишь часть полемики: он заявил о необходимости "рачительно, тщательно" использовать средства Резервного фонда, объявив это, впрочем, "отдельной темой".
В итоге, по данным "Ъ", Минфин предложил Белому дому сохранить бюджетную конструкцию в том виде, в котором она создана в сентябре--октябре 2015 года. По данным "Ъ", ведомство Антона Силуанова одобрило предложенное Минэкономики символическое увеличение поправками во втором чтении бюджетных ассигнований на 61 млрд руб., из которых новые госгарантии — 22,5 млрд руб. Минэкономики также предложило расширить направление средств "антикризисного фонда" Белого дома (65 млрд руб.) на инновационные проекты, поддержку малого бизнеса, несырьевого экспорта, территориальных кластеров, наноиндустрии, а также некоммерческих организаций. По данным "Ъ", одобрена и идея увеличить конкуренцию и за средства другого бюджетного резерва 2016 года, равно как и сам объем этих средств. Деньги, направленные в 2015 году на счета казначейства, но не востребованные до 1 января (равно как и невостребованные бюджетные субсидии юрлицам — в основном речь идет о 30 млрд руб. РЖД), могут также тратиться как антикризисный фонд, а право претендовать на них получат заказчики госпрограммы "Развитие оборонно-промышленного комплекса" и мероприятий по ликвидации химоружия. Впрочем, конкуренция (в том числе сильно сокращаемых в бюджетах получателей ВПК) за средства резервов Белого дома в бюджете-2016 будет даже более сильной, чем ожидалось ранее. Дмитрий Медведев на совещании напомнил правительству о необходимости финансировать логическое продолжение программы строительства детсадов — программу строительства и реконструкции школ.
Перераспределение же средств поправками к бюджету на общую сумму в 104 млрд руб. (0,7% расходной части) наполовину приходится на Минфин и в основном связано с финансами регионов — в госпрограмме развития федерализма и поддержки региональных и муниципальных структур перераспределяются 32 млрд руб. На 8 млрд руб. сокращены ассигнования федеральных органов власти (то есть самого правительства), и они целиком перенаправляются в госпрограмму "Доступная среда на 2011-2020 годы" — это жест в сторону Минтруда и инвалидов, на улучшение качества жизни которых ориентирована госпрограмма. Значимые, но не принципиальные изменения внесены без сокращения или увеличения ассигнований в космическую госпрограмму (на 11 млрд руб.) и в госпрограмму развития туризма (12,5 млрд руб.)
Гибкость бюджетной конструкции на 2016 год позволяет Минфину достаточно легко защищать основные параметры бюджета переносом тяжести торга в правительство, которое будет в течение года распределять средства "внутренних резервов" бюджета на несколько сот миллиардов рублей. Основные же ожидаемые правки в собственно бюджет с большой вероятностью будут лоббироваться "Единой Россией" и Советом федерации — это рост трансфертов региональным бюджетам.