Урал встал в колонну протеста
Сотни водителей большегрузов региона выступили против платы за проезд по трассам
Уральский федеральный округ присоединился к всероссийской акции водителей против взимания платы с большегрузного транспорта на федеральных трассах. По мнению участников рынка, это приведет к ухудшению их финансового положения, поскольку уже сегодня отрасль работает на грани рентабельности. Водители готовы отказаться от выезда на федеральные дороги, если власти не прислушаются к их мнению. Эксперты уверены, что отрасль не готова к внедрению новой системы.
Вчера в крупных городах УрФО прошли акции протеста водителей большегрузных автомобилей против введения сборов за проезд по федеральным трассам. Самой массовой акция была в Екатеринбурге. На 8-м км ЕКАД в 11 утра на обочине выстроилось более 100 грузовых фур, водители которых писали на автомобилях лозунги «Нет Платону» и «Долой коррупцию!».
Водители по всей стране протестовали против ввода платы для транспорта весом более 12 тонн (подробнее об этом читайте на 5-й стр.). С 15 ноября с каждой машины должно перечисляться 1,5 руб. за км, затем плата будет повышена в марте до 3,05 рублей. Предполагается, что отслеживанием и взиманием платы должен заниматься единый оператор ООО «РТ — Инвест Транспортные системы» («Платон»). Для этого на каждой машине должен быть установлен прибор для уведомления о предстоящей поездке и снятия аванса перед поездкой. В случае отсутствия оборудования юрлицам назначается первый штраф на сумму 450 тыс. рублей, затем — 1 млн. Предполагается, что взимаемая плата будет идти в Дорожный фонд.
«Все частники и малые компании просто не смогут выжить — ведь на ту стоимость, которую мы будем предлагать грузоотправителям после ввода платы, никто не согласится», — жаловались участники акции в Екатеринбурге. Больше всего водителей не удовлетворяют новые правила уведомления при поездке. «Теперь нужно за 6 дней сообщить свой маршрут и оплатить его. Но мы не можем спрогнозировать свой маршрут», — делится своим мнением водитель. Другие участники акции опасаются, что придется отказываться от работы в автомобильных грузоперевозках, на сегодняшний день она уже становится нерентабельной. После первого часа акции дальнобойщики начали разъезжаться.
В Челябинской области на начало акции было около 40 машин. Протест прошел на развязке Челябинск — Уфа — Екатеринбург — Троицк. «Некоторые не стали перегонять фуры из других городов и в Челябинск приехали на небольших машинах. Те транзитники, которые не могли остановиться, сбрасывали скорость до 10 км/час, когда проезжали мимо. Нас очень поддержали дальнобойщики, оказавшиеся в Челябинске из других регионов», — рассказала директор местного транспортного предприятия Юлия Лященко. По ее словам, многие водители в Уральских регионах намерены отказаться выезжать на трассы с 15 ноября, если федеральные власти не отреагируют и не отменят плату.
Около трех часов акция продолжалась в Сургуте (ХМАО). Как рассказал ее участник Александр Захаров, всего приехало 100 человек, в двух метрах от дороги установили около 30 единиц транспорта. Участники акции возмущались, что водителям повысили акцизы на топливо, а транспортный налог «не сняли, хотя обещали». «Мы не понимаем, почему мы якобы портим дороги и должны платить. Дороги должны делать по ГОСТу, а мы соблюдаем правила по весу грузов», — возмущались участники. Еще 150 человек выразили свой протест в Тюмени.
По мнению члена экспертной группы АСИ Александра Трахтенберга, введение платы является результатом лоббирования РЖД своих корпоративных интересов. «Глава РЖД жаловался на „нечестную конкуренцию автомобилистов”. Объективно монополия является единственным выгодоприобретателем во всей этой истории, и главным ее инициатором», — пояснил он. На сегодняшний день система «Платон», по словам эксперта, не готова к работе: практически ни у кого нет установленных на грузовики приборов, нет ни одного заключенного договора на платежи, кроме того, никак не предусмотрен переходный период для апробации всей этой системы. «Немаловажным является и то, что система построена на авансовых платежах, что для небольших предприятий может оказаться финансово неприемлемым. Таким образом, ни идеологически, ни технически, ни организационно никто не готов к внедрению этой новой системы, что может при „силовом” ее внедрении привести к убыткам дальнобойщиков», — считает господин Трахтенберг.