«Ад во всем мире»
Российские законодатели показали симметричный ответ на карикатуру Charlie Hebdo
В среду российские парламентарии дали свой ответ французскому сатирическому еженедельнику Charlie Hebdo, который опубликовал рисунки с изображением разбившегося в Египте российского самолета A321. Сенатор Валентина Петренко показала ответную карикатуру с людьми в горящем котле и подписью «Ад приветствует Charlie Hebdo». Как выяснилось на пресс-конференции, сенатор позаимствовала рисунок у украинского художника Юрия Журавеля, причем горящими в аду он изобразил экс-президента Виктора Януковича и его сторонников. Впрочем, парламентариев не смутило ни нарушение авторских прав, ни политический контекст карикатуры — они заявили, что готовы «подписаться под любой картинкой, где говорится об аде».
Французский сатирический еженедельник Charlie Hebdo 4 ноября опубликовал на своих страницах два рисунка с изображением разбившегося в Египте российского самолета Airbus A321 (погибли 224 человека). На первом был изображен бородатый мужчина в бедуинской одежде и с автоматом на спине, на которого падают обломки самолета и фигура одного из пассажиров. Подпись гласит: «“Исламское государство”: Россия интенсифицирует бомбежки» — таким образом авторы проводят связь между российской операцией в Сирии и возможным терактом на борту самолета. Второй рисунок озаглавлен «Опасности российских лоукостеров», на нем изображен остов горящего самолета, фрагменты тел и человеческий череп с разбитыми солнцезащитными очками. «Надо было мне лететь компанией “Эйр Кокаин” (Air Cocaine)»,— «говорит» череп. Это намек на историю двух французских пилотов, арестованных в Доминиканской Республике по обвинению в контрабанде кокаина. Скандал, косвенно связанный с именем бывшего президента республики Никола Саркози, вызвал большой резонанс во французской прессе.
После выхода журнала российские политики и дипломаты дружно назвали эти рисунки «глумлением над чувствами родственников погибших и всего общества». В свою очередь, главный редактор журнала Charlie Hebdo Жерар Биар заявил, что изображения о крушении А321 не являются карикатурами и не имеют целью осмеять жертв или факт трагедии. «На этих рисунках нет карикатурных персонажей. Мы просто комментируем событие и показываем свой взгляд на него,— сказал господин Биар русской службе RFI.— В Кремле пытаются отвлечь таким образом внимание от других проблем, предоставляя российским гражданам такую отдушину».
Тем не менее российские парламентарии отказались принять объяснения авторов журнала и решили ответить им на специальной конференции «ЯНеШарли». «Гибель 224 людей не могла оставить равнодушной ни одного человека, как в нашей стране, так и в мире»,— начала свое выступление сенатор Валентина Петренко. Сенатор подчеркнула, что именно «вопросы морали, нравственности, духовности» делают нас людьми, а раз для французских художников таких понятий не существует, то они и не люди вовсе. «Поэтому я сделала заявление, которое назвала “Не люди: уроды”. И под этим заявлением я поместила карикатуру с заголовком “Ад приветствует «Шарли Эбдо»”»,— рассказала сенатор, поставив перед собой картинку с людьми, сидящими в горящем котле. Кто является автором рисунка, бережно прикрытого стеклом и рамочкой, она не уточнила — вместо этого снова обрушилась на французский журнал: «Нас объединяют общечеловеческие ценности — жизнь и вера. Изгаляться над этим просто кощунственно».
Госпожа Петренко еще не закончила свое выступление, а пользователи соцсетей уже выяснили, что сенатор позаимствовала чужую карикатуру. Точнее, чуждую — ее автор, украинский художник Юрий Журавель, поддерживал Евромайдан, поэтому изобразил костер из горящих покрышек, на котором в котле жарятся экс-президент Украины Виктор Янукович и его сторонники, а также глава Крыма Сергей Аксенов. «Мне так хочется задать вопрос авторам Charlie Hebdo: если вы говорите о свободах, о демократии, то почему вы на свою работу не ходите голыми? — фантазировала госпожа Петренко, пока журналисты пытались связаться с украинским художником.— Почему вы идете в туалетную комнату кафельную, а не в центр города Парижа?» Сенатор даже предложила повесить на редакции журнала вывеску «Психиатрическая клиника», чтобы к творчеству его художников относились соответственно. «Вас будут лечить, потому что вы больные,— все больше распалялась сенатор, демонстрируя камерам карикатуру на прошлое украинское правительство.— А то хотим и рыбку съесть и хвост не замочить».
Корреспондент “Ъ” спросил у сенатора, откуда все-таки взялся исходный рисунок. «Естественно, я не являюсь автором. Рисунков ада у нас много, разнообразное количество. Мой здесь только заголовок,— признала госпожа Петренко.— Смысл такой: то, что они делают, это великий грех, поэтому им место в аду». Сенатор гордо продемонстрировала картинку телекамерам. Из адского котла на нее скорбно глядели Виктор Янукович и Сергей Аксенов.
«А вы знаете, что автор этой картинки — украинский художник, а сама она посвящена Евромайдану? Поэтому здесь горящие покрышки, а на костре — украинские политики»,— на всякий случай уточнил корреспондент “Ъ”. «Нет-нет-нет, это не так,— ответила сенатор Петренко.— Здесь же не подписано — Янукович, Петров, Иванов. Я вам хочу сказать одно: авторов много во всем мире, котлов и ада. Авторов может быть миллион, и я подпишусь под любой картинкой, где говорится об аде».
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев заявил, что редакция «Шарли» — это «нелюди, для которых нет ничего святого, которые пытаются на крови делать рекламу, получать свои дивиденды». Депутат уже обратился в МИД с просьбой внести журналистов этого издания «в черный санкционный список, чтобы никогда эти люди не могли появиться на нашей земле». Не удержался господин Соловьев и от конспирологических версий: «Здесь наверняка замешано не только циничное, хамское отношение со стороны конкретных людей, но и, по всей видимости, присутствуют элементы политики. Элементы русофобии, которые в последнее время были активно пропагандированы правительствами и СМИ западных стран».
По его словам, публикации французского сатирического журнала вызвали единогласное осуждение у членов всех фракций в парламенте. «Коллеги из фракции ЛДПР уже обратились в Следственный комитет с вопросом о возбуждении против “Шарли” уголовного дела за пропаганду терроризма,— сказал господин Соловьев.— У нас уже есть такая практика в отношении украинских СМИ, надеюсь, Следственный комитет также примет меры». Он также посоветовал родственникам погибших в авиакатастрофе обратиться в ЕСПЧ и французские суды с требованием возместить компенсацию морального ущерба. «Меня поражает, что не было никакой реакции от французского правительства, только заявление, что у них свободная пресса, которая может рисовать и писать все, что считает необходимым,— возмущался депутат.— Ближайшее время покажет, будут ли сделаны выводы политического плана. Я не исключаю, что из-за бездействия правительства Французской Республики может иметь охлаждение отношений».
— Charlie Hebdo — довольно маргинальный журнал с маленьким тиражом, у которого никогда не было большого количества читателей. Не кажется ли вам, что вы делаете лишнюю рекламу этому журналу? — спросил корреспондент “Ъ”.
— Скажите, а вы можете быть равнодушными, когда убивают одного человека? — неожиданно спросила сенатор Петренко.— Вы бы сказали: подумаешь, это не 20 человек. Мне неважно, сколько читателей у этого журнала, мы не должны иметь таких вещей в жизни как таковых. Даже если бы один человек такое сказал, я бы отреагировала точно так же.
Госпожа Петренко напомнила журналистам, что «иногда слово может действительно убить человека, морально, нравственно». «Это даже и через поколение может произойти,— предупредила она.— Для меня стоит знак равенства между физической смертью и моральной смертью, которую наносит это издание».
Журналисты, в свою очередь, спросили парламентариев, как они относятся к карикатурам и статьям на грани фола, которые публикуют российские государственные новостные агентства. «Там часто обыгрываются расовые стереотипы о Бараке Обаме, а в одной статье про президента Украины Петра Порошенко говорится, что он продал душу дьяволу,— рассказала журналистка канала М24.— Как вы считаете, это не унижает граждан других стран?»
— Вы знаете, я хочу сказать, я сам родом с Донбасса, и я хорошо знаю, что такое фашизм, что из себя представляют бандеровцы и что такое нынешняя власть украинская,— ответил депутат Соловьев. Он подробно пересказал историю, которую услышал в детстве,— как в 1948 году украинские коллаборационисты изнасиловали и запытали до смерти русскоговорящую учительницу: «Поэтому я не удивляюсь такой реакции на бандеровщину, это еще слабая реакция. Мы враги, у нас на генетическом уровне отторжение к тому, что происходит на Украине. Там идет фашистское наступление. Знаете главный лозунг нынешних бандеровцев? “Утопим жидов в крови русских и коммунистов!”».
— Где они используют этот лозунг? — удивился корреспондент «Новой газеты».
— Везде! — отрезал депутат.— Они используют его везде!
— Приведите хоть один пример, пожалуйста.
— У меня зять недавно вернулся с Донбасса, он там год в ополчении участвовал. И вот он рассказывал, что сегодня творят бандеровцы, сколько там могил.
— Но где конкретно он видел этот лозунг?
— На Донбассе.
— Но где именно?
— Я вам ответил, молодой человек,— раздраженно заявил депутат Соловьев.— Если вам не нравится, как я ответил, это ваши проблемы.
После пресс-конференции помощница сенатора Валентины Петренко объяснила журналистам, что не видит проблемы в использовании чужой карикатуры. «Мы взяли ее из открытого доступа, из интернета. Мы же сохранили подпись автора,— объясняла она свое видение проблемы защиты авторских прав.— Если картинка гуляет по интернету в открытом доступе, ее можно брать и использовать, их же миллион». Господин Соловьев признал, что и в России имеются проблемы с неонацистами, заявив о своем негативном отношении к «Русским маршам». Впрочем, услышав от журналиста «Новой газеты» предложение создать парламентскую комиссию по расследованию деятельности ультраправой банды БОРН, депутат прекратил беседу, заявив, что опаздывает на интервью. А сенатор Валентина Петренко рассказала, что готовит законопроект, вводящий уголовное наказание за карикатуры «с намеками на расу, на религию, на святые вещи». «Я как мать, как человек, как гражданин против того, чтобы брали мертвого ребенка и использовали его для давления»,— объясняла она. Журналисты спросили, не попадет ли ее собственная карикатура под запрет из-за религиозного контекста.
— А где вы здесь видите религию? — растерялась Валентина Петренко.
— У вас изображен ад, а это религиозное понятие.
— Да вы что, ребята,— ласково сказала сенатор журналистам.— Ад во всем мире, он и есть ад.
Александр Черных