«Без содействия обычных нарядов ни один нарушитель просто не остановится»

Работники автоинспекции спрячутся в автомобилях без спецраскраски

Сотрудники ГИБДД начнут ловить нарушителей из машин без опознавательных знаков уже со следующего года. Об этом ТАСС сообщил замглавы МВД Виктор Кирьянов. Автомобили, по его словам, будут оборудованы средствами фотовидеофиксации, самих инспекторов также оденут в штатское. Как отмечают в ведомстве, обычный патруль стал неэффективным — водители при виде автоинспекции кардинально меняют поведение. В свою очередь, работа «под прикрытием» позволит выявить нарушителей в реальной обстановке. Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько побеседовал с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ  /  купить фото

— Поясните, а имеют ли право вообще сотрудники ГИБДД работать без опознавательных знаков и в штатском?

— На сегодняшний день есть административный регламент ГИБДД, и там написано, что автомобили могут использоваться как со спецраскраской и спецсигналами, так и без таковых, главное, чтобы они были на балансе ГИБДД и внесены в постовую ведомость. А что касается сотрудников, то они должны быть при несении службы в форме, иметь при себе служебное удостоверение и значок. Очевидно, для того, чтобы эту идею реализовать, регламент придется все-таки поправить.

— Как вы считаете, насколько реально, что так произойдет?

— Если регламент утверждается МВД, и МВД эту идею проталкивает, то, конечно, издать приказ с тем, чтобы исправить пару слов в регламенте, для МВД, наверное, труда не составит.

— И соответственно, никакого нарушения прав автомобилистов здесь тоже тогда нет?

— Нарушения прав нет, потому что если нарушителя выявляет патруль за реально совершенное нарушение, то никакого значения не имеет, патруль в форме или он скрытый, поэтому если нарушение имеет место, то наказание за него последует, и в какой форме был сотрудник, в штатском или в своей служебной форме, значения не имеет никакого.

— А можем мы с вами предположить, как вообще будут работать сотрудники ГИБДД под прикрытием, так скажем, как это все будет происходить?

— Я опять же сошлюсь на действующий сегодня административный регламент, который предусматривает, что автомобили, которые работают без спецраскраски, предназначены для остановки нарушителей, для того, чтобы их наказать, составить протокол и так далее, они обязаны действовать совместно, координировать свои действия с другими машинами, которые имеют спецраскраску, с пешими нарядами и так далее. То есть здесь, видимо, речь идет о том, что если сотрудник без формы и машина не раскрашена, то очень трудно остановить нарушителя, потому что он совершенно обоснованно может потом заявить, что он принял этих лиц за бандитов и потому не останавливался. Поэтому здесь все-таки без содействия обычных нарядов вряд ли возможно эффективно работать, потому что ни один нарушитель просто не остановится.

— А для чего вообще вводят такую инициативу, работа под прикрытием, какие нарушения будут фиксировать так?

— Так могут фиксироваться любые нарушения. Как было правильно отмечено, при наличии наряда многие нарушители ведут себя более благопристойно, и поэтому невозможно их выявить, но с другой стороны, здесь опять же мы возвращаемся к вопросу о том, что вопрос профилактики здесь не решается, потому что если нарушитель видит патруль, он сразу становится законопослушным, и это, наверное, правильно. А если он этого не видит и нарушает, то здесь все будет направлено лишь на то, чтобы его наказать и пополнить бюджет деньгами.

— Но в ГИБДД-то рассчитывают, что люди будут думать, что вокруг них сотрудники в штатском без опознавательных знаков, и будут вести себя постоянно нормально.

— Для этого нужно будет провести, что называется, несколько показательных акций, когда сотрудники ГИБДД в штатском кого-то поймают, выявят нарушителя, об этом нам публично сообщат для того, чтобы мы все опасались всех машин, в которых могут находиться сотрудники в штатском.

— Также связывают подобную инициативу с введением наказания за агрессивное вождение, так ли это, как вы считаете?

— Пока никакого понятия «агрессивное вождение» не существует. Идут очень большие споры, как это формулировать, поэтому пока об этом трудно говорить. Может быть, это будет использовано для того, чтобы наблюдать за дорожным движением и уже потом как-то с учетом этого опыта определяться, что же такое опасное вождение, но для этого не нужно создавать специальные структуры, достаточно использовать записи с тех камер видеонаблюдения, которые у нас широко расставлены в городе. Из этих записей можно было бы понять, что такое агрессивное вождение, кто так водит, и какие конкретные действия приводят к ДТП.

— Сергей Александрович, а автомобилисты как к этому отнесутся?

— Их нужно опросить, но думаю, что в целом положительно, потому что тем, кто правила не нарушают, наверное, все равно, едет в соседней машине скрытый патруль или обычные граждане. Ну а те, кто нарушают, конечно, будут не согласны, потому что иногда я сам являюсь очевидцем, как некоторые совершают довольно грубые нарушения ПДД — выезжают на встречку и так далее, и они это делают лишь потому, что рядом нет автомобиля, который явно относится к ГИБДД. Может быть, если люди будут знать, что среди безобидных машин может быть также патрульный, все-таки, наверное, они поостерегутся в своих нарушениях.

— А какие-то злоупотребления здесь возможны? Может быть такое, что сотрудники ГИБДД в свое нерабочее время на своем собственном автомобиле будут точно так же ездить, патрулировать и пытаться кого-то штрафовать?

— Но ведь дело в том, что злоупотребление связано неразрывно с желанием дать взятку. Соответственно, если у гражданина нет желания давать взятку, то сотрудник ГИБДД, даже находящийся в неслужебное время, получить ее не сможет, потому что в случае отказа дать ему денег он просто не сможет составить протокол и оформить официальное наказание, поэтому я еще раз призываю всех не давать взяток и не вестись на все эти провокации. Если есть нарушение, то гораздо дешевле его оплатить совершенно официально по постановлению суда.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...