«В одной стране проблему допинга не решить»
уверен министр спорта РФ Виталий Мутко
В четверг стало известно, что экстренное заседание совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) по вопросу приостановления членства Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) пройдет 13 ноября в формате телефонной конференции. Вчера на совещании в Сочи президент России Владимир Путин поручил главе Минспорта Виталию Мутко провести собственное расследование по допинговому скандалу. Министр заявил, что Россия готова принять организационные и технические меры для усиления борьбы с допингом.
О том, что экстренное заседание совета IAAF по вопросу приостановления членства ВФЛА пройдет вечером 13 ноября в формате телефонной конференции, стало известно в четверг со слов исполняющего обязанности президента ВФЛА Вадима Зеличенка. «Сегодня до конца дня мы должны отправить свой доклад, переведенный на английский язык. У членов совета IAAF будут сутки для его прочтения»,— сообщил он ТАСС.
А в ночь на четверг президент России Владимир Путин провел в Сочи совещание с руководителями спортивных федераций по вопросу подготовки сборных России к Играм XXXI Олимпиады в Рио-де-Жанейро. На нем обсуждался и доклад независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) о проблемах антидопинговой системы в России, и рекомендация не допустить российских легкоатлетов до участия в Играх-2016.
По окончании совещания министр спорта РФ Виталий Мутко заявил журналистам, что на основании отчета комиссии WADA он сделал вывод, что члены комиссии предъявляют к России требования как к стране-лидеру в спорте и считают, что усилия, которые она предпринимает в борьбе с допингом, не соответствуют уровню лидера. А RusADA и в целом государство не соответствуют требованиям Антидопингового кодекса. «Значит, мы должны еще больше усилий приложить,— сказал министр.— Мы согласны с главными выводами комиссии, что допинг — это не проблема России, это мировая проблема. И в одной стране проблему допинга не решить. Однако с теми проблемами, на которые указала комиссия, Россия способна самостоятельно справиться».
Господин Мутко напомнил, что с 2010 года последовательно работал под контролем МОК и WADA, создавая к зимним Олимпийским играм 2014 года систему допинг-контроля. В России была создана независимая антидопинговая организация — RusADA (ее работа вчера была приостановлена по требованию WADA), открыли границы, приняли законы, ввели административную ответственность. «Мы миллиард рублей вложили в оборудование антидопинговой лаборатории по тем просьбам, которые высказывала нам WADA! Проводим по 15 тыс. допинг-проб в год, около одного процента дисквалифицируем, около семи процентов контролируем по программе паспортов крови,— подчеркнул министр.— В национальные сборные входят 3000 атлетов, из них 2500 числятся в так называемом международном пуле тестирования. Этот пул не наша юрисдикция. А если есть проблемы в международном пуле тестирования, нельзя в этом обвинять Россию».
На вопрос о том, примут ли участие наши легкоатлеты в Играх 2016 года, господин Мутко выразил надежду на трезвое решение, которое должны принять международные организации. «Главный пункт Антидопингового кодекса — защита добросовестных спортсменов от тех, кто чем-либо злоупотребляет. Основываясь на этом, я уверен, что наши добросовестные спортсмены, которые никогда и ни в чем не были уличены, должны и будут участвовать во всех соревнованиях,— сказал он.— IAAF дала ВФЛА 72 часа, чтобы ответить на обвинения. И если будет решено, что меры нашей федерации недостаточны, тогда различные санкции возможны. Я лично заявил президенту WADA Крейгу Ридди, что мы готовы еще раз пройти все процедуры для аккредитации московской антидопинговой лаборатории и это должна быть какая-то конечная формула».
По поводу утверждения комиссии WADA о том, что, с одной стороны, государство в лице Министерства спорта вмешивается и влияет на работу антидопинговой организации, а с другой — делает это недостаточно эффективно, исправляя сложившуюся ситуацию. Господин Мутко заявил: «Если государство платит деньги, оно за эти деньги и спрашивает. Правительство платило деньги RusADA напрямую. Я не знаю, что можно сделать ещё. Хочется, чтобы была трезвая оценка. Все-таки мы партнеры мирового спортивного движения. Ни разу никого не подвели. Допинг в организм спортсмена попадает исключительно с его согласия, и вот на это государству или кому-либо еще повлиять крайне сложно».
Говоря о мерах по изменению ситуации с допингом в России, Виталий Мутко подчеркнул, что можно уйти от количественных показателей и перейти в качество тестирования. То есть вместо прямых допинг-проб применять биологический паспорт, который исключает практически все манипуляции. «Есть вероятность, что будет увеличена ответственность за антидопинговые нарушения вплоть до уголовной,— сообщил он.— Хотим мы увеличить и ответственность федераций».
По поводу вопроса о его возможном исключении из исполкома FIFA господин Мутко (он же — глава РФС) подчеркнул, что его членство в FIFA не имеет никакого отношения к ситуации с допинг-скандалом вокруг ВФЛА. Ранее председатель Футбольной ассоциации Англии (FA) Грэг Дайк призвал FIFA исключить Виталия Мутко из состава членов исполкома организации, поскольку он, по его мнению, причастен к скандалу с допингом в российской легкой атлетике.
«Конечно, это английская несдержанность, желание отыграть какие-то свои предыдущие поражения. С таким уровнем дипломатической тысячелетней истории, конечно, им всегда это удается. На самом деле это никакого отношения к моему членству в FIFA не имеет»,— сказал Виталий Мутко.
Как принимают допинг в России
Немецкий телеканал ARD 3 декабря показал документальный фильм «Секретный допинг: как Россия добивается побед». Автор поставил перед собой задачу доказать, что российские спортсмены употребляют допинг систематически, а перед Олимпиадой в Сочи-2014 помимо ксенона использовали новый вид допинга под названием Full Size MGF. Героями фильма стали известные российские легкоатлеты, дисквалифицированные за употребление допинга. Читайте подробнее