Последствия допинга установят узким составом
Совет IAAF примет решение о судьбе российской легкой атлетики
Регламент
Сегодня станет известно, какие санкции ждут Россию в связи с разразившимся в начале недели допинговым скандалом. Судьба отечественной легкой атлетики, а может быть, и всего отечественного спорта находится в руках довольно узкой группы людей — членов совета Международной федерации легкой атлетики (IAAF). Один из самых видных среди них — вице-президент IAAF, великий прыгун с шестом Сергей Бубка,— уже дал понять, что поддержит Россию, спортсменов которой независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) рекомендовала не допускать к участию в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.
Сегодня состоится экстренное совещание главного органа Международной федерации легкой атлетики — совета IAAF. Оно пройдет в режиме телефонной конференции, а рассматриваться на нем будет один вопрос: какие санкции применить к России в связи с обнародованием в начале этой недели отчета комиссии WADA. В нем делался вывод о существовании в российском спорте, в первую очередь в легкой атлетике, системы сокрытия допинговых нарушений на государственном уровне, а в качестве наказания были рекомендованы дисквалификация Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) и отстранение отечественных спортсменов от участия в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в августе 2016 года (см. "Ъ" от 10 и 11 ноября).
Накануне президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах рассказал о позиции головной спортивной организации по этой проблеме. По сути, она заключается в том, что МОК отдает все полномочия по "принятию необходимых мер" в руки легкоатлетической федерации. Томас Бах специально подчеркнул, что это касается и вопроса с выступлением российских легкоатлетов в Рио-де-Жанейро. Можно предположить, что и сам МОК, если впоследствии он также будет делать оргвыводы из допингового скандала, учтет мнение своей крупнейшей федерации.
В действительности судьба России находится в руках даже не IAAF, объединяющей 214 национальных федераций, а довольно узкой группы ее элитных чиновников. В настоящий момент, как следует из официального сайта организации, полномочиями членов совета обладают 26 человек. Чтобы избежать наказания, России требуются симпатии как минимум половины из них.
Наберет ли российская сторона необходимое количество сторонников, даже за сутки до совещания просчитать было крайне сложно. Но по крайней мере спрогнозировать, что внутри совета IAAF у нее окажутся сторонники, было можно. И речь не только о входящем в состав органа генеральном секретаре попавшей под удар ВФЛА Михаиле Бутове, уже пообещавшем постараться повлиять на точку зрения коллег. Если исходить из реакции на публикацию отчета WADA, больше всего противников "коллективного наказания" — то есть дисквалификации всей команды — обнаружилось среди спортсменов. Как правило, они выступали за наказания индивидуальные — для тех, чья вина в допинговых нарушениях доказана. Среди членов совета IAAF — 11 бывших легкоатлетов, выступавших на топ-уровне. С одной стороны, не так уж мало, с другой — все же меньше половины.
Если же говорить о географии, то наиболее жесткая реакция на скандал исходила из тех стран, которые принято относить к Западу. В перечне членов совета Западную Европу, США, Канаду и Австралию также представляют 11 человек. То есть здесь расклад вроде бы в пользу России, хотя представление о том, что сегодняшнюю политическую ситуацию в мире стоит проецировать на спорт, едва ли является абсолютной истиной.
Затрудняют прогноз дефицит высказываний от членов совета и бэкграунд подавляющего большинства из них, по которому невозможно понять, как они относятся к России или к допинговым ЧП. Разве что марокканка Наваль эль-Мутавакель дважды выступила на ее стороне. В первом случае — как руководитель оценочной комиссии МОК в кампании по выбору олимпийской столицы 2012 года: претендовавшая на этот статус Москва заработала от нее в свое время превосходные оценки. Во втором — уже как чиновник IAAF, активно лоббируя предоставление все той же Москве права принять чемпионат мира 2013 года.
Но наиболее серьезную поддержку Россия, пожалуй, получила вчера от Украины, а точнее — от Сергея Бубки. Легендарный прыгун с шестом, занимающий пост вице-президента IAAF и являющийся одной из авторитетнейших персон в мировом спорте, дал ясно понять, что резко возражает против санкций в отношении именно сборной России, сравнив их с бойкотом СССР Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году. По словам господина Бубки, такая ситуация "не должна повториться". "Многие перспективные спортсмены никогда больше не получат шанс завоевать олимпийскую медаль. У нас есть обязанность защищать "чистых" спортсменов от любой формы массового отстранения, мы не можем их наказывать",— сказал украинец, подчеркнув, что "то, что было раскрыто в докладе, относится не только к России и ее спортсменам", а является "глобальным вопросом".
Впрочем, у президента IAAF британца Себастьяна Коу может быть иное мнение. В августе господин Коу выиграл выборы главы IAAF как раз у Сергея Бубки, используя как едва ли не основной слоган принцип нулевой толерантности по отношению к коррупционерам и нарушителям антидопингового регламента, а комментируя отчет WADA, прибегал к весьма жесткой риторике. Английские источники считают, что на Себастьяна Коу "будет оказываться существенное давление" с тем, чтобы он инициировал и жесткие санкции для российского спорта.
За Россию может сыграть и тот факт, что она заранее продекларировала готовность сделать свою антидопинговую политику более эффективной. Об этом в том числе шла речь на состоявшемся поздно вечером в среду совещании по подготовке к Олимпиаде 2016 году в Сочи с участием президента РФ Владимира Путина, министра спорта Виталия Мутко, президента Олимпийского комитета России Александра Жукова и представителей федераций по летним видам спорта. Господин Путин на нем заявил о необходимости "провести свое собственное, внутреннее расследование и обеспечить самое открытое профессиональное сотрудничество с международными антидопинговыми структурами". "Если у наших зарубежных коллег есть вопросы, то они должны быть закрыты, причем это должно быть сделано в открытой, профессиональной добросовестной работе вместе с нашими коллегами",— сказал он, добавив, что "в любом случае нужно защитить наших спортсменов от применения запрещенных препаратов". Виталий Мутко, до сих пор очень резко отвечавший на претензии WADA, заверил, что Россия предложит WADA "полнейшее взаимодействие". А Александр Жуков выразил убежденность в том, что "чистых и честных" российских легкоатлетов, "которые никогда не пользовались допингом, которые подвергаются многочисленным проверкам на различных международных соревнованиях и внутри России", "никто не имеет права лишить возможности участвовать в Олимпийских играх".
Остается узнать, как воспримут эти заявления руководители IAAF.