"Наша болезнь — неорганизованность"

Счетная палата оценила работу правительства. Выдержки из комментариев зампреда СП Веры Чистовой к докладу вице-премьера Аркадия Дворковича

Экономическая ситуация в стране неважная, и это ощущают на себе сегодня все, хотя и по-разному. О причинах высокие чиновники говорят едва ли не каждый день: кризис, санкции, трудности с кредитами и деньгами. Выясняется, однако, что этот перечень не полный

На прошлой неделе на "Правительственном часе" в Госдуме отчитывался о проделанной работе зампред правительства Аркадий Дворкович, курирующий по долгу службы ряд ключевых экономических направлений в работе кабинета министров. С развернутыми комментариями к докладу вице-премьера выступала заместитель председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова. Публикуем эти комментарии по стенограмме заседания с небольшими сокращениями.

По импортозамещению

Импортозамещение — это не самоцель. Оно должно стать мощным фактором развития отечественной промышленности. Однако, к сожалению, прорыва здесь не произошло.

Определенные сдвиги в части реализации мероприятий по импортозамещению на сегодняшний день наблюдаются.

В частности, можно отметить положительные примеры в автопроме. Есть примеры в медицинской промышленности. Это и кресла-коляски, и автоматизированный диагностический комплекс, и линейка протезов клапанов сердца. Ведутся переговоры с АО "Калугаприбор" о начале производства УЗИ-сканеров на территории Российской Федерации.

На финансирование отраслевых программ по импортозамещению из федерального бюджета выделяются значительные средства. Но основная проблема заключается не в выделении денежных средств — потенциал процесса импортозамещения ограничивается состоянием производственных мощностей, их моральным и физическим износом. Так, физический износ основных фондов на конец 2014 года составляет 49 процентов. Этот факт свидетельствует о необходимости увеличения инвестиций в основной капитал.

Однако рост инвестиций должен сопровождаться максимально эффективным их использованием.

Фонд развития промышленности

Предполагалось, что одним из действенных инструментов господдержки национальной экономики должен стать Фонд развития промышленности, который на условиях софинансирования предоставляет российским предприятиям на разработку новой высокотехнологичной продукции целевые займы по ставке 5 процентов годовых сроком до семи лет в объеме от 50 млн до 700 млн рублей.

Из 19 млрд рублей, выделенных Фонду развития промышленности, по состоянию на 1 октября 2015 года остаток неиспользованных средств составил 14,1 млрд рублей, или 74,2 процента выделенных средств. Вероятно, имеются организационные и процедурные трудности, но время уходит. Что еще раз подтверждает: необходимы методики, обеспечивающие прозрачность выбора и эффективность результата, объективность и свободу от любого лоббирования.

В целом ситуация в промышленности очень непростая. И, как вы видите, проблема не в отсутствии финансовых средств, а в старой нашей болезни — неорганизованности.

По автопрому

По результатам проведенной Счетной палатой проверки по стимулированию развития отечественных организаций автомобилестроения, установлено: при значительных бюджетных расходах (в 2014 году — 85 млрд рублей, или почти в семь раз больше, чем в 2013 году, в первом полугодии 2015 года — 61,4 млрд рублей) организациям автопрома не удалось закрепить положительную динамику развития, зафиксированную ранее.

15 из 31 предприятия, субсидированного по открытой части бюджета, завершили финансовую деятельность по итогам 2014 года с убытками. Спад производства за восемь месяцев 2015 года составил 29 процентов.

Детские товары

Развитие индустрии детских товаров также характеризуется наличием негативных тенденций. Если в 2012-2013 годах объем реализации детских товаров в денежном выражении отличался высокими темпами роста (10-11 процентов в год), то в 2014-м темп роста составил 4,7 процента в год. В 2015 году на рынке детских товаров наблюдается стагнация. По прогнозам, объем реализации детских товаров по итогам 2015 года вырастет всего на 1,6 процента.

По предварительным данным, к концу 2015 года объем покупок в натуральном выражении на одного ребенка сократится на 8 процентов. А к 2016 году можно ожидать еще большее сокращение объемов покупок и снижение спроса на детские товары.

Фармацевтика

Исполнение показателя объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов за 2014 год составило всего 71,5 процента при норме 90 процентов к 2018 году.

Из более чем 50 государственных контрактов на разработку лекарственных средств из перечня таких препаратов, завершенных в рамках госпрограммы к концу 2014 года, на российский рынок выведено только три, поставки которых начаты в 2015 году. При этом по состоянию на 1 октября 2015 года в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано только семь лекарственных препаратов.

Инновации

Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за последние три года, с 2013 по 2015 год, было выделено бюджетных ассигнований на общую сумму свыше 18 млрд рублей.

Вся деятельность Фонда содействия характеризуется в редакции госпрограммы "Экономическое развитие и инновационная экономика" всего одним количественным показателем — "количество созданных инновационных предприятий".

Несмотря на то что деньги Фонд содействия осваивает, ощутимого эффекта от его деятельности, влияющего в целом на повышение уровня инноваций в стране, не наблюдается.

В 2015 году Фонду содействия из "антикризисного фонда" выделено 5 млрд рублей. Счетная палата в рамках проверки "антикризисного фонда" в настоящее время проводит контрольное мероприятие в Фонде содействия, результаты которого будут рассматриваться на коллегии Счетной палаты в декабре этого года.

Сельское хозяйство

Одной из целей госпрограммы развития сельского хозяйства является обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

В 2014 году пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности не были достигнуты по молоку и молокопродуктам, мясу и мясопродуктам и были превышены по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю.

Таким образом, предварительный анализ свидетельствует о наличии существенных рисков при решении задач импортозамещения.

По состоянию на 1 октября 2015 года кассовое исполнение госпрограммы развития сельского хозяйства составило 68,2 процента. Налицо риски недоиспользования средств федерального бюджета и недостижения заданных целевых показателей (индикаторов) за год.

Результаты экспертно-аналитических мероприятий свидетельствуют о ежегодном снижении индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

На множественность субсидий (более 40) Счетная палата неоднократно обращала внимание. Но "воз и ныне там".

На субсидирование возмещения части процентной ставки по кредитам (займам) на развитие сельского хозяйства Минсельхозу России в 2015 году выделено 84 млрд рублей, в том числе по краткосрочным кредитам — 38 млрд рублей (кассовое исполнение 59,6 процента), по инвестиционным кредитам — 46 млрд рублей (кассовое исполнение 64,4 процента).

Необходимо отметить, что по состоянию на 1 октября 2015 года отсутствовало кассовое исполнение по таким направлениям господдержки, как субсидирование займов на развитие молочного скотоводства, переработку продукции растениеводства и животноводства (общий предусмотренный объем финансирования — 12,55 млрд рублей).

По этим субсидиям Минсельхозом России на указанную дату не были заключены соглашения с субъектами Российской Федерации.

В части субсидирования производителей сельскохозяйственной техники выявлено: за счет механизма господдержки субсидируется в основном вспомогательная сельхозтехника. В то же время обеспеченность зерноуборочными комбайнами и тракторами не превышает 50 процентов, а темпы обновления остаются низкими и составляют в год 7,6 процента по комбайнам и 4 процента по тракторам.

Действующий порядок не позволяет существенно снизить нагрузку на сельхозтоваропроизводителей, поскольку значительные суммы оседают у посредников. Счетная палата по результатам контрольного мероприятия в представлении Минсельхозу предложила указанный механизм пересмотреть.

Соглашение о разделе продукции

Счетная палата 30 октября направила в Государственную думу заключение на ежегодный доклад правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции" (СРП — особый вид договора об учреждении совместного предприятия, в котором оговариваются права государственного предприятия и зарубежных партнеров).

По результатам проверок установлено, что участие российских компаний формально, что в условиях санкций совершенно неприемлемо.

В соответствии с условиями СРП операторы в первую очередь привлекают к работам российские предприятия. По отчетности операторов в 2014 году доля российских подрядчиков составила 44,5 процента — по проекту "Сахалин-1", 86 процентов — по проекту "Сахалин-2" и 90,1 процента — по проекту "Харьягинское месторождение".

Однако проверкой Счетной палаты не подтверждено участие российских подрядчиков.

Также необходимо скорейшее завершение передачи недвижимого имущества, созданного при выполнении СРП, в собственность Российской Федерации, а также определение механизма учета и последующей передачи в собственность государства уникальных технологий, созданных за счет российской нефти и газа.

И на это Счетная палата обращает внимание Минэнерго России.

СП уполномочена заявить

Название недавних докладов Счетной палаты говорят сами за себя

"Отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов пока полноценно не функционирует", 12 ноября 2015

"Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм в январе-сентябре 2015 г. исполнены на 70%", 10 ноября 2015

"300 из 1962 целевых показателей госпрограмм на 2016 г. не будут достигнуты", 3 ноября 2015

"Прогноз инфляции в размере 5,5-6% на 2016 г. требует дополнительного обоснования", 3 ноября 2015

"Недоимка по платежам за использование лесов в бюджетную систему составляет 9,7 млрд рублей", 29 октября 2015

""Автодор" неэффективно планирует финансирование строительства ЦКАД", 26 октября 2015

"Лишь 3% планируемого количества объектов Федеральной адресной инвестиционной программы введено в эксплуатацию в 2015 г", 23 октября 2015

"Минстрой России не реализует антикризисную программу помощи ипотечным заемщикам", 21 октября 2015

"Создание информационной системы судебных приставов не улучшило результаты деятельности службы", 29 сентября 2015

"Строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань отстает от графика на полгода", 24 сентября 2015

И т. д. и т. п.

Вся лента