«Египтяне часто пренебрегают какими-то важными техническими формальностями»
Российская группа экспертов проверит безопасность в египетских аэропортах
Аэропорт Каира полностью возобновил работу после проверки подозрительного багажа. Об этом сообщают местные СМИ. Ранее появилась информация, что в одном из терминалов воздушной гавани объявлен режим ЧП. Сотрудники проверяли одну из сумок пассажира с рейса в Женеву. В итоге ни запрещенных, ни взрывчатых веществ в ней не обнаружили. Специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ» в Египте Артем Галустян обсудил ситуацию с ведущей радио новостей Светланой Токаревой.
— Нам известно, что вы побывали в трех главных аэропортах Египта — в Хургаде, в Шарм-эш-Шейхе и в Каире, оценили обстановку, пообщались с сотрудниками, с силовиками. К каким выводам пришли, Артем?
— В целом, сравнивая их между собой, можно уже сделать какой-то вывод, есть представление, картина о мерах безопасности в целом в аэропортах. Наверное, аэропортом с действительно повышенными мерами безопасности по сравнению с другими можно смело назвать аэропорт Хургады. Здесь больше полицейских и сотрудников внутренних служб безопасности, которые контролируют территорию. Если сравнивать, например, с аэропортом Каира, это один из самых больших аэропортов Египта, он самый главный в самом Каире, поэтому здесь этот штат сотрудников, обеспечивающих безопасность, в целом, больше, но они не так часто попадаются на глаза, как, например, в аэропорту Хургады. В аэропорт Каира нужно проходить, показывая паспорт, в других аэропортах такого нет.
Но нужно еще пару слов сказать про специфику контроля. Вы проходите, показывая паспорт, в аэропорту Каира, дальше вы проходите через металлодетектор — это формальная на самом деле процедура, как у нас в аэропортах. Ваш багаж сканируют через конвейерную будку, дальше вы регистрируетесь, и вот потом уже мощного контроля, досмотра, даже после паспортного контроля, вы не встретите, вплоть до посадки на самолет. Проверка еще раз проводится перед проходом к гейту, откуда вылет. Но опять-таки, например, вчера у меня на глазах девушка смогла пронести с собой жидкость на борт, а у меня не заметили вторую зажигалку.
Если говорить еще про аэропорт Шарм-эш-Шейха, сюда я прилетел ночью, буквально за пару часов до этого здесь был сам президент Египта, и я ожидал, что будет огромное количество людей в форме, которые будут патрулировать здесь все, но этого я не увидел. В аэропорт можно спокойно пройти, никто не спрашивает, ранее сообщали, что нужно проходить с билетом и с паспортом, но я такого контроля не встретил. Я не увидел, что здесь много находится сотрудников службы безопасности. Возвращаясь к вопросу, какой все-таки аэропорт мне показался наиболее усиленным по мерам безопасности, мне кажется, это все-таки аэропорт Хургады. Но в целом, если говорить о безопасности этих аэропортов, то, конечно, они серьезно уступают уровню безопасности европейских аэропортов или наших московских и по контролю, и по количеству служб безопасности.
— Артем, мы привыкшие к проверке багажа, по крайней мере, в наших аэропортах это уже привычные вещи. Как туристы в Египте реагируют на новшества, которые вводят сейчас аэропорты, именно по безопасности?
— Пассажиры, прежде всего, понимают, что это в их же интересах, учитывая все версии о происходящем с самолетом. Не то, чтобы я хотел спекулировать на теме версий и так далее, но здесь у многих складывается впечатление, что действительно самолет мог упасть по причине взрыва, теракта и так далее. Многие думают, что он просто развалился, здесь мнения разнятся. Но на всякий случай, безусловно, все пассажиры, с кем я общался, с пониманием относятся ко всему этому.
Я общался с пограничником в аэропорту Хургады, спрашивал его в целом, вне контекста о произошедшем, с самолетом, насколько в аэропорту Хургады меры предосторожности обеспечены. И вот я буквально процитирую, что он говорит: «Практически любой работник египетского аэропорта может пронести с собой взрывчатку или бомбу на работу». Мы недолго говорили, и он объясняет, что на самом деле мало кто из коллег друг друга проверяет, когда они приходят. То есть египтяне очень часто пренебрегают какими-то техническими важными формальностями. При этом он признает, что есть и коррупционная составляющая. Ранние сообщения, о том, что в Египте можно было заплатить и без досмотра и быстро пройти очередь к своему самолету, и так делали опаздывающие, это действительно имеет место. И они это признают, и сами сотрудники безопасности аэропортов, с которыми я общался, говорят, что они были бы не против, если бы европейские специалисты, и российские специалисты, например, приехали сюда и помогли бы им повысить эти меры предосторожности, поменять как-то стандарты безопасности в аэропортах.
— Артем, сегодня стало известно, что в Египет из России уже вылетела одна из трех групп специалистов для аудита безопасности в египетских аэропортах, но после ваших слов я задумалась: а есть ли что проверять-то, готовы ли, на ваш взгляд, египетские аэропорты к этому аудиту?
— Аудит в любом случае нужно проводить, но какие результаты будут? Сами сотрудники аэропортов говорят, что безопасность у них обеспечивается достаточно формально, слабо, и, безусловно, будут, по их мнению, выявлены ошибки. Те, с кем я говорил, они говорят, что если будут проверять, ошибки точно найдут. И здесь есть мнение, что как раз страны, которые отменили свои полеты в Египет, хотят, так сказать, проучить Египет, чтобы эта страна по-другому относилась к безопасности вообще отдыха туристов, в аэропортах, в отелях и так далее.