«Единой России» не хватает инициативных
Число желающих провести референдум в ХМАО должно вырасти в пять раз
«Единая Россия» внесла в окружную думу Югры законопроект, ужесточающий требования к организации и проведению регионального референдума. Изменения предполагают пятикратное увеличение минимальной численности инициативной группы, организующей голосование: с 20 до 100 человек. По мнению оппозиционных депутатов, авторы законопроекта намеренно сводят к минимуму возможность жителей выражать свою волю и отменять решения, противоречащие их интересам.
Политологи отмечают, что за последние годы практически ни одна законодательная инициатива не предполагала «расширение свобод граждан».
Законопроект, изменяющий правила проведения референдума в ХМАО, был внесен в думу региона фракцией «Единой России». Поправки закрепляют ряд положений, касающихся порядка выдвижения инициативы проведения окружного референдума и других нюансов его организации. В частности, предлагается увеличить минимальную численность состава инициативной группы по проведению референдума с 20 до 100 человек. Как отмечают авторы законопроекта, аналогичная норма действует как минимум в пяти регионах РФ, а в Магаданской области, где численность избирателей составляет всего 110 тыс. человек, количество участников группы должно быть не менее 300. По состоянию на 1 июля текущего года в ХМАО насчитывалось около 1,1 млн избирателей. «Учитывая, что проведение окружного референдума влечет за собой значительные расходы, покрываемые за счет бюджета округа, а также возможность граждан иными способами воздействовать на принятие решений, предлагается увеличить количественный состав инициативной группы», говорится в пояснительной записке. Помимо этого, законопроект ужесточает порядок сбора подписей в поддержку референдума. В частности, определен порядок оплаты изготовления подписных листов и их регистрации в избиркоме, установлена обязанность инициативной группы удостоверять личности сборщиков подписей. Рассмотрение поправок назначено на ближайшее заседание думы, 16 ноября.
В новейшей истории окружной референдум в Югре не проводился ни разу. Последняя попытка инициативной группы граждан реализовать свое право на проведение общенародного голосования прошла в конце октября, когда 24 жителя Нижневартовска предложили снизить размер взноса на капитальный ремонт во всем округе до 1 руб. за кв. м. Тогда группе удалось довести вопрос до окружных депутатов, однако они в проведении референдума отказали, сославшись на то, что формулировка вопроса противоречит федеральному законодательству.
Оппозиционные депутаты намерены выступить против нововведений. «Это один из элементов борьбы властей с инициативными гражданами, — считает депутат от ЛДПР Евгений Марков. — Единороссы будут протаскивать свои решения, не прислушиваясь к мнению людей. Я считаю, что не нужно лишать граждан возможности высказывать свою позицию, тем более что других вариантов у них практически не осталось». С ним согласен и представитель «Справедливой России» Анатолий Вац, который отмечает, что даже по действующему законодательству организовать референдум крайне сложно. «Было бы понятно, если бы в регионе сложилась негативная практика проведения референдумов, но ведь ее нет. С принятием закона с идеей окружного референдума можно будет попрощаться», — комментирует депутат. По мнению господина Ваца, поправки могут сделать невозможным референдум не только для оппонентов власти, но и для ее сторонников. «Такой опыт уже был: в 1996 году на выборах думы Сургута для выдвижения кандидатам требовалось собрать 5 тыс. подписей, что удалось только двум претендентам. Тогда в срочном порядке окружная дума снизила проходной барьер до 500, чтобы выборы все же состоялись», — отметил Анатолий Вац.
Глава экспертного совета КЦ «Департамент политики» Александр Белоусов считает, что очередное ужесточение законодательства может быть «перестраховкой» от излишних социальных потрясений в финансово значимых для России регионах: «Никаких текущих угроз нет. Скорее, это закон на перспективу ближайших 5–10 лет». В то же время, политолог отмечает, что за последние два-три года практически ни одна законодательная инициатива не предполагала «расширение свобод граждан», и в этом смысле югорские законодатели действуют «в рамках общефедерального тренда».