«Прямо так чтобы зарыдать — этого нет»
Александр Цекало, совладелец компании «Среда»
— Телеканалы сокращают производственные бюджеты, уменьшают количество премьерных часов. Насколько ситуация критична для продюсерских компаний?
— Это второй кризис, в котором я участвую как производитель контента для телевидения и кино. Я не проводил исследований, но, по моему личному наблюдению, продакшен-компании находятся примерно в такой же ситуации, что и каналы: кого-то выбило из бизнеса, кто-то едва влачит существование, кто-то перестраивается под новые реалии, сокращает штат и работает в режиме экономии. Это нормально, все уже точно поняли, что по-другому не будет в ближайшее время, все соглашаются работать. Прямо так чтобы зарыдать — этого нет.
Крупные студии, успешные производители сериалов страдают в меньшей степени, но все равно страдают — чудес на свете не бывает. Они задумываются о поиске сценариев, предполагающих малый бюджет. Начинает работать мысль: как сделать интересно за малые деньги. В мире нет большого количества суперсериалов, снятых с малым бюджетом. Таким каналам, как «Первый», с позицией «у нас все самое лучшее и самое крутое», наверное, трудно умерить свои амбиции. Есть американский сериал «Curb Your Enthusiasm» — «Умерь свой пыл», именно так нам сейчас и надо поступить, потому что негде взять другие деньги. У нас, например, существенная доля дохода выпала в связи с продажами на Украину, которые сейчас равны нулю. Раньше посредственный сериал продавался туда за $15–30 тыс. за эпизод, крутой сериал — за $50–70 тыс. Мы продавали туда премиальные сериалы, для «Среды» эти доходы были важны.
— Как будет в следующем году — проектов будет меньше или столько же?
— Пока я не ощущаю, что будет меньше работы: у нас выходили яркие проекты, каналы продолжают хотеть от нас хиты. Сложно найти режиссера на следующий год — все заняты, у всех планы. Внутри «Среды» есть актерское агентство, и мы видим, что и актеры наши удачно заняты. Сценаристы, режиссеры и операторы из нашего творческого подразделения тоже востребованны и желанны.
Я смогу точно ответить на этот вопрос в конце года или в начале следующего, когда будут подписаны контракты. Могу лишь отметить уменьшение бюджетов и необходимость работать по-другому — на новых условиях взаимодействовать с артистами, брать «железо» в аренду и т. д. Важны отношения с городом, где ты снимаешь,— есть у тебя связи или нет. В США отдельные штаты конкурируют за то, чтобы на их территории снимались фильмы и сериалы — это пиар для города и штата, власти дают скидки на определенные услуги и дотации, ведь продакшен задействует инфраструктуру проживания и питания. В Москве практически невозможно снимать — все неудобно и дорого. Мы последнее время снимали в Минске, Петербурге и Нижнем Новгороде, и везде надо было включать связи, чтобы экономить. Их всегда надо включать, но сейчас они приобретают другое значение, стоят дороже.
— Применялся ли на практике потолок зарплат для актеров?
— Его обсуждали, но Ассоциация продюсеров кино и телевидения — это не законодательный орган. Каналы сказали: друзья, все будет еще хуже, поэтому разбирайтесь с актерами, парками камер и остальными видами услуг, мы по-прежнему хотим от вас такого же качества, но денег будет меньше. Продюсеры пошли к актерам и подрядчикам, те сказали — ничего не знаем, не надо ничего сокращать. И кому-то удалось проскочить, получить гонорар или контракт, какой хотелось, но у большинства эти контракты и проекты слетели. И вот тогда все поняли, что не зря продюсеры подвывали. Это всех привело в чувство. Артисты стоят 30–50% от всего бюджета, кроме того, если снимать в другом городе, надо всех селить, кормить, а это дополнительные расходы.
— В ответ на сокращение бюджетов продюсеры просили оставлять им больше прав на контент. Пошли ли каналы навстречу?
— Пока этого не случилось. Продюсеры отдают каналу лицензию на определенное количество лет и показов, сейчас они просят сокращать ее срок, возвращать права. Пока мы не очень продвинулись в переговорах, может, через какое-то время каналы пойдут навстречу. Кроме того, диверсификация доходов в интернете и дополнительных средах зависит от того, насколько нас ограбили пираты. Это не вопрос невероятной жажды наживы, просто цивилизованные методы ведения бизнеса помогают нам выжить. И тут спасибо Роскомнадзору и его главе Александру Жарову за работу.