Следствие занялось энергоэффективностью
В нижегородском СУ СКР проверяют проект по модернизации муниципальных котельных
Как стало известно “Ъ”, СКР занялся крупнейшим энергосервисным контрактом ОАО «Теплоэнерго» по реконструкции 16 котельных Нижнего Новгорода. Несмотря на то что уголовное дело по факту крупного мошенничества расследуется несколько месяцев, конкретных подозреваемых в нем пока нет. В «Теплоэнерго» говорят, что финансирование работ по замене оборудования целиком относилось к компетенции энергосервисной компании, а все плановые параметры энергоэффективности достигнуты.
Как стало известно “Ъ”, в областном следственном управлении СКР с начала июля расследуется уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере. В его рамках группа следователей проверяет первый энергосервисный контракт ОАО «Теплоэнерго» по реконструкции городских котельных (договор с объемом инвестиций более миллиарда рублей был заключен в 2013 году). «Есть основания полагать, что при исполнении контракта за счет двойной оплаты поставки комплектующих, в частности анкерных болтов, было похищено 50 млн руб.»,— сообщил собеседник “Ъ” в следственном управлении. Кроме того, в нижегородском СУ СКР подозревают, что реальная стоимость выполненных работ в целом может оказаться ниже заявленных вложений, отмечая «длинную цепочку фирм», задействованных при исполнении контракта. Несмотря на то что дело расследуется несколько месяцев, конкретных подозреваемых у следствия пока нет. Менеджмент «Теплоэнерго» и городские чиновники допрашивались в качестве свидетелей, следствие изъяло документацию по проекту.
Напомним, энергосервисный контракт 2013 года стал крупнейшим мероприятием по модернизации в городском ЖКХ — в 16 котельных было полностью заменено устаревшее оборудование, что повысило надежность теплоснабжения и дало серьезную экономию затрат. Реконструкция котельных была проведена за счет энергосервисной компании «ГПБ-Энергоэффект» (подконтрольна Газпромбанку). В свою очередь «Теплоэнерго» обязалось в течение семи лет возвращать подрядчику вложенные им инвестиции за счет образовавшегося снижения затрат при соблюдении запланированных показателей достигнутой экономии. Энергосервисные проекты «Теплоэнерго» были признаны одной из лучших региональных практик в сфере модернизации объектов ЖКХ.
В ОАО «Теплоэнерго» сообщили, что официальной информацией о фактах расследования они не располагают, так как напрямую к предприятию оно не относится. «Финансирование мероприятий энергосервисная компания осуществляет за счет собственных сил и средств. Результаты модернизации в виде достижения целевых показателей энергоэффективности условиям заключенного контракта соответствуют. В наши полномочия как заказчика не входит контроль над финансово-хозяйственной деятельностью энергосервисной компании в ходе исполнения договора»,— отметили в «Теплоэнерго». В администрации Нижнего Новгорода об уголовном деле знают, но официально сообщили, что вопрос находится вне их компетенции, так как договорных отношений с энергосервисной компанией у них нет. В ООО «ГПБ-Энергоэффект» не ответили на запрос “Ъ”.
Кстати, по уголовному делу один раз был допрошен свидетелем и заместитель главы администрации города Владимир Привалов, возглавляющий совет директоров ОАО «Теплоэнерго». Напомним, муниципальный чиновник сейчас сидит под домашним арестом в связи с уголовным делом о приватизации акций ОАО ТЭК-НН. Его адвокат Андрей Наумов сообщил, что Владимир Привалов не смог ничего пояснить следователям по поводу энергосервисных договоров, так как не имел к ним отношения. «На мой взгляд, это политически мотивированное дело, которое возбуждалось вслед за делом ТЭК-НН с прицелом на Олега Кондрашова (экс-глава администрации города.— “Ъ”). В чем там криминал, я вообще не понимаю. Вероятно, была поставлена задача найти хоть что-нибудь, поэтому и привязались к этим энергосервисным контрактам. Хотя, насколько я знаю, контракты были исполнены, котельные единовременно отремонтированы, а в Совете федерации рекомендовали распространить этот положительный опыт на другие регионы»,— отметил адвокат Наумов. По его мнению, это уголовное дело «вряд ли имеет судебную перспективу».