Россия полетит по израильской схеме
В вопросах авиационной безопасности
Как стало известно “Ъ”, после крушения Airbus А321 компании «Когалымавиа» над Синаем власти России начали всерьез рассматривать усиление мер авиационной безопасности для российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах. К дополнительному контролю, по версии чиновников, следует привлекать как местные структуры, так и российских специалистов и оборудование. По похожей схеме уже обеспечивает безопасность своих самолетов и пассажиров Израиль. По предварительным оценкам, новые меры могут привести к удорожанию билетов за рубеж примерно на $20.
Как рассказали источники “Ъ” в авиационной отрасли, на днях у директора ФСБ Александра Бортникова прошло рабочее совещание по вопросам авиационной безопасности, на котором обсуждались варианты ее усиления для российских авиакомпаний в зарубежных аэропортах. После крушения Airbus А321 «Когалымавиа» 31 октября на севере Синайского полуострова, унесшего жизни 224 человек, «возникли серьезные вопросы к реальному, а не формальному соблюдению рядом стран требований авиабезопасности», прописанных в регламенте IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта), пояснил один из собеседников “Ъ”. В Росавиации отказались от комментариев, в Минтрансе на запрос не ответили.
Член думского комитета по обороне Максим Шингаркин подтвердил “Ъ”, что «вырабатываются различные решения для усиления авиабезопасности в портах прилета и вылета за рубежом». Государства можно ранжировать на базе критериев оценки уровня террористической активности, пояснил он, а авиасообщение со странами, где риски высоки, где недавно совершались теракты,— ограничить. Речь, например, идет о регионах Ближнего Востока, Центральной Азии, Израиле и подконтрольных ему территориях.
Авиасообщение России с Египтом остановлено неделю назад до установления причин крушения самолета. В четверг с предложением остановить полеты в Турцию и Тунис выступил член Совета федерации Игорь Морозов.
Господин Шингаркин пояснил, что страна, включенная в список запретов на полеты, может обратиться к российским властям с просьбой возобновить сообщение. Но это возможно только в случае «выполнения определенных условий». Например, в аэропортах этих стран могли бы присутствовать российские представители служб авиационной безопасности или проведены дополнительные мероприятия по ее усилению, но в рамках национальных подразделений. По словам господина Шингаркина, в случае использования дорогостоящего оборудования для этих целей стоимость полета российской авиакомпании за рубеж может увеличиться в среднем на $20.
Российские авиакомпании пока говорят лишь о собственных мерах безопасности и уверены в достаточности существующей системы. Александр Лукашин, отвечающий в «Аэрофлоте» за зарубежный PR, сообщил «РИА Новости», что компания не планирует проводить аудит зарубежных аэропортов или размещать там свои службы безопасности: у перевозчика есть «все необходимые международные сертификаты, компания регулярно проходит все самые актуальные программы по безопасности и аудиту — и в аэропорту, и на борту». Но в «Аэрофлоте» готовы выполнять новые рекомендации властей в случае их введения. В «Сибири» (S7) заверили, что регулярно подтверждают соответствие международным стандартам безопасности и проводят аудит российских и зарубежных аэропортов, куда выполняют рейсы.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что прецеденты применения специальных мер отдельными странами есть — в частности, практику усиления авиационной безопасности на местах при участии собственных специалистов, в том числе вооруженных, используют в Израиле. Страна настаивала и на распространении этого подхода на российские аэропорты, но особых условий для рейсов в Израиль в России введено не было. В целом, добавляет эксперт, принято проводить национальный аудит системы безопасности аэропортов. Но будет ли этого достаточно именно в случае с Египтом и другими государствами, попадающими в «группу риска», Олег Пантелеев судить не берется, отмечая наличие информации о том, что в стране ряд процедур «исполнялся лишь на бумаге». Поэтому, признает он, даже успешный аудит вряд ли обеспечит уверенность в системности действий профильных специалистов египетских аэропортов.