Инвестиции на автомате
ЦБ пригласил роботов на рынок консалтинга
На российском финансовом рынке может появиться новый сегмент — автоматизированное инвестиционное консультирование. Инвесторы получат возможность, задав сведения о себе программе-роботу, получить дистанционно стандартизированный набор инвестиционных рекомендаций. Такой коробочный продукт, вкратце анонсированный вчера ЦБ, по замыслу регулятора позволит привлечь на рынок новые средства проще, безопаснее и дешевле, чем через обычное управление активами. Риски инвесторов предполагается минимизировать за счет госрегулирования.
Как стало известно "Ъ", одним из важных направлений развития финрынка в России ЦБ видит создание высокотехнологичных автоматизированных систем управления инвестициями физлиц. Об этом вчера на конференции по финансовой доступности сообщил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Подробностей пресс-служба Банка России не предоставила. Но по данным "Ъ", речь идет об автоматизированных инвестиционных консультантах — программах, которые на основании данных клиента (возраст, профессия, объем и периодичность инвестиций, склонность к риску и т. д.) позволяют просчитать индивидуальный профиль риска, квалификацию и составить для него (например, онлайн) соответствующий инвестиционный портфель. Как пояснили собеседники "Ъ", знакомые с ситуацией, идея взята на вооружение из зарубежного опыта, который показывает, что инвестконсультирование в классическом виде постепенно уходит в прошлое и внимание все больше привлекают автоматизированные сервисы, автоматически предлагающие стандартизированный набор решений широкому кругу клиентов.
По словам собеседников "Ъ", идея ЦБ состоит в том, чтобы выстроить в России эту индустрию (в дополнение к классическому инвестконсультированию) фактически с нуля, причем — для снижения рисков инвесторов — в изначально регулируемом формате. Один из вариантов регулирования — через лицензирование, которое предполагает определенные требования как к компаниям, ее осуществляющим (независимость, страхование ответственности), так и к самим автоматизированным системам. Плюсы такого подхода по сравнению с классическим — исключение человеческого фактора, который может повлиять на выбор инвестстратегии в зависимости от личного отношения к клиенту, рисков использования инсайдерской информации. Кроме того, автоматизированные системы значительно упрощают (через ограниченный набор опций) процесс выбора портфеля для неквалифицированного инвестора и удешевляют процесс привлечения клиентов для профучастников финрынка. Это способствует привлечению на финрынок большего числа инвесторов при минимизации рисков.
Текущее законодательство не запрещает производить и предлагать клиенту подобные продукты. Но пока индустрия роботизированных финансовых консультантов в России не существует, такую услугу лишь собираются внедрить ряд компаний. Правда, они считают отдельное регулирование излишним. "Есть понятие "доверительный управляющий". Его обязанность в том, чтобы его стратегия соответствовала подписанной клиентом инвестиционной декларации. И законодательством, которое описывает ДУ, тема автоматизированных систем исчерпывается",— говорит исполнительный директор компании FinEx, планирующей запустить платформу "Финансовый автопилот" (онлайн-инвестиции в ETF для физлиц), Владимир Крейндель. Однако он признает: отличие российской системы от западной состоит в том, что у нашего управляющего теоретически есть возможность играть против клиента. "Если уж и вносить изменения в регулирование, то имеет смысл это делать в законодательство по ДУ",— говорит он. По словам другого участника рынка, возможность разорить клиента существует как при использовании алгоритмов, так и при сборке портфелей вручную. "Что в модель заложишь, то она и будет делать",— говорит собеседник "Ъ". Впрочем, по словам источников "Ъ", регулирование этого сегмента как раз и призвано ограничить творчество разработчиков и минимизировать риски клиентов. По мнению представителя одного из профучастников, регулирование в области IT-систем должно существовать: "Это поможет разграничить нашу ответственность и риски клиента".