«Если система образования еще на чем-то держится, то это здоровый консерватизм»
Предложение президента о скользящем начале учебного года для школьников и студентов спустя три месяца было отвергнуто под напором общественной критики. Журналист Виктор Лошак наблюдал за тем, как дружно объединились учителя, родители и Общественный совет Минобразования.
Прозвучавшее еще в августе на заседании Госсовета предложение не носило никакого второго, идеологического, как часто сейчас принято, смысла. Речь впрямую шла о возможности снять с транспорта и людей пиковую, порой истерическую нагрузку в предсентябрьскую неделю. В ход пошел, конечно же, любимый аргумент наших политиков — западный опыт. Когда нужно, мы опираемся на него, но чаще проклинаем и эта уловка уже никого не забавляет. Так вот, в большинстве европейских стран никакого установленного для всех раз и навсегда дня начала учебного года нет, тем более это у них никакой не праздник.
Чтобы нарисовать Общественному совету объективную картину отношения к идее упразднения общего для всех дня начала учебы, министерство само взялось за исследование мнений преподавателей, а ВЦИОМ опрашивал родителей. Как и следовало ожидать, учителя отнеслись к новации просто болезненно: «однозначно не поддерживаю» --75%», «скорее не поддерживаю»-- еще 14. На сайте министерства остались их недоуменные вопросы: «Этот шаг разрушит одну из традиций страны — День знаний…», «Окончание учебного года тоже будет плавающим?», «Но как это возможно, если сроки экзаменов едины для всей страны?», «У нас на юге продление учебного года на июнь просто невозможно, даже в мае порой уже тяжело заниматься из-за жары и духоты…». Цитировать комментарии преподавателей можно еще долго.
Желание размыть единый день начала учебы в казалось бы самой заинтересованной группе — среди родителей — не намного выше учительского. Там «за» — 7%, здесь – 14. И это при том, что, по данным того же ВЦИОМа, лишь 30% детей сейчас уезжают на каникулы далеко от дома.
В Общественном совете немало представителей школы, их крик был сформулирован так: если система образования еще на чем-то держится, то это здоровый консерватизм. Не надо разрушать его основы! Что же касается 1 сентября в высшей школе, то лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов вообще не увидел здесь проблемы: когда практика или научная работа требует, вуз всегда может начать учебный год той или иной группе студентов позже или раньше, и практикуется это давно. Выходит, и обсуждать-то особенно нечего…