Пикник на обочине

Владимиру Путину доложили об акции дальнобойщиков, которые протетуют против введения платы за проезд по федеральным трассам. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Независимый аналитик Александр Клюкин считает, что правительству следует отказаться от идеи сборов за грузовые автоперевозки.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Предупредительная акция дальнобойщиков на обочинах российских трасс по своей массовости напомнила о временах «монетизации льгот» в середине 2000-х. Пока что дальнобойщики ограничились демонстрацией протестных намерений, но как и 10 лет назад, непродуманные нововведения способны принести ненужные социальные осложнения. Только 10 лет назад не было экономического кризиса и нынешней международной ситуации.

Я не буду сейчас разбирать вопрос, насколько справедливы вообще планы Минтранса по взиманию фактически нового налога за проезд по федеральным дорогам. Нужно посмотреть на ситуацию в другом ракурсе. У любого государства, особенно в кризисный период, есть два способа решения финансовых проблем. Первый — постричь постриженную овцу еще раз и посмотреть, выживет ли она. Второй — проверить, как исполняет свои обязанности пастух.

Дороги — российская притча во языцех: их фотографиями заполнены социальные сети, а подсчеты себестоимости погонного метра годятся в книгу рекордов Гиннеса. Перед тем, как предлагать взимать новые деньги с хозяев фур и автопредприятий, неплохо было бы продемонстрировать, что расходование бюджетных инвестиций в строительство дорог кристально прозрачно, что качество строительства соответствует всем мировым стандартам. Готов ли Минтранс к такому повороту разговора? Сильно сомневаюсь.

Но, похоже, и мысли о таком разговоре не возникает. Напротив, все делается в лучших традициях: Когда я говорю «делается в лучших традициях» — это значит, что делается как будто специально так, чтобы вызвать у рядовых участников процесса максимум подозрений в том, что с них неизвестно за что соберут кучу денег, которые потом неизвестно кто неизвестно на что потратит. Ведь взимание новых сборов отдается некоей коммерческой структуре.

Два варианта развития истории, если сборы начнут взимать. Первый — бурный: перекрытие федеральных трасс, конфликты, разборки, затем, скорее всего, какая-нибудь паллиативная мера по успокоению взволнованных. Это сценарий «ложечки нашлись, но осадок остался». Второй — «спокойный»: будут платить, но повышение издержек бизнес, как водится, заложит в цену товара. То есть сборы будут оплачивать не транспортные компании и индивидуальные перевозчики, а мы с вами — при покупке каждого перевезенного дальнобойщиками товара. Это сценарий «сама себя высекла». Можете выбирать, какой лучше.

А что, если ничего такого не выдумывать, а о качестве дорог позаботиться простым дедовским способом: госприемкой построенных и отремонтированных трасс и нещадными штрафами за превышение допустимого веса фур? Правда, так придется обойтись без новой системы и коммерческой структуры-посредника, но дешевле же выйдет, а?

Вся лента