«На войне как на войне — нужны определенные ограничения»
Для россиян хотят ввести выездные визы
Российских туристов могут обязать ставить подпись под информацией о ситуации в стране, куда они направляются. С такой инициативой выступил депутат Госдумы, зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев. Мера направлена на повышение безопасности и защиту интересов граждан, заявил парламентарий. При этом он опроверг поступившие ранее сообщения СМИ, что он якобы предложил вернуться к практике выездных виз. Вадим Соловьев рассказал подробности ведущей «Коммерсантъ FM» Светлане Токаревой.
— Хотелось бы из первых уст услышать суть вашего предложения.
— Мои предложения родились на базе тех предложений, которые поступают от граждан. Сегодня у нас в законе о туризме есть статья, которая предусматривает, что турагентства по представлению Роспотребсоюза обязаны под роспись информировать наших туристов об эпидемиологической ситуации в той или иной стране и выдавать памятки, что они должны делать в случае заболевания и так далее. Значит, с учетом той серьезной ситуации, которая у нас складывается в области обеспечения безопасности, есть предложение в обязательном порядке по представлению соответствующих наших служб, предоставлять такую же информацию для туристов, которые выезжают через турагентства, предупреждать их, выдавать памятки об индексе террористической угрозы в той или иной стране.
— Вадим Геогриевич, речь идет не о выездных визах, речь идет о памятках?
— Для большинства стран да. Плюс, если гражданин самостоятельно заказывает билеты и в частном порядке выезжает, а уже на месте находит себе гостиницу и так далее в той или иной стране, то такую информацию должны выдавать соответствующие подразделения Министерства иностранных дел.
— Какие страны вы имеете в виду?
— Для некоторых стран, в которых идет гражданская война, типа Сирии или Йемена, там возможно рассмотрение вопроса о выездных визах с тем, чтобы граждане понимали, куда они едут и что может случиться. Эти картинки, когда журналистам боевики отрезают головы, вызывают ужас у нормального человека, поэтому в такие страны, наверное, нужно на какое-то время до наведения хотя бы элементарного порядка обеспечения права на жизнь граждан, есть смысл и подумать о введении выездных виз.
— Для всех или для какого-то определенного вида граждан вы хотите ввести эти визы?
— В принципе для всех наших граждан с тем, чтобы защитить их от той ситуации, в которой они могут оказаться, не имея полного понимания, что происходит в этих странах. Потому что там сегодня идет очень кровопролитная гражданская война, и ситуация обостряется с каждым днем.
— Вадим Георгиевич, но ведь вы согласитесь, что туристы — не малые дети, ваше дело — предупредить, наше дело — принять решение? А вы хотите своими визами по сути связать туристов по рукам и ногам, или я не права?
— Знаете, наш человек, русский, он очень на авось рассчитывает, рыбаков каждый год предупреждают, что на льдинах нельзя рыбу ловить весной. Просто многие наши люди не понимают, что там происходит. Поэтому, может быть, в таких вот ситуациях исключительных и есть смысл вводить, а в остальных, конечно, право выбора: тебя предупредили, хочешь, чтобы тебе голову отрезали — ради бога, езжай. Но ты уже предупрежден.
— А как будут выбирать, кого стоит выпускать, а кого не стоит, кому выдать визу, а кому нет?
— Там ведь понятно, когда выездная виза, то объяснение, куда человек едет, зачем он едет, что он там собирается делать в этих странах, насколько там обеспечена безопасность и так далее. И в ходе изучения этой ситуации можно будет решить вопрос. Если он едет как раз в район боевых действий, то, может быть, и не нужно туда его выпускать.
— Вадим Георгиевич, есть бизнес-поездки, есть туристические поездки. Вот, соответственно, вопрос: на кого будут распространяться эти ограничения?
— Я еще раз подчеркиваю, что в каждом конкретном случае надо смотреть, и если человек плохо себе представляет ситуацию в Сирии, куда он собирается ехать, то, может быть, его и не нужно туда пускать в целях его же безопасности. А через какое-то время ситуация изменилась, и можно туда его выпустить.
— Некоторым экспертам за вашей инициативой видится «железный занавес», как вы прокомментируете эти заявления?
— У страха глаза велики, и поэтому, когда мы втягиваемся в войну с терроризмом, мы должны понимать, что и терроризм будет ответную реакцию делать, поэтому на войне как на войне — нужны определенные ограничения. И никуда от этого не денешься. А когда ситуация стабилизируется, ну какие проблемы? Мы, наоборот, заинтересованы, чтобы с Сирией у нас наладились хорошие отношения, чтобы наши люди могли и отдыхать там, и бизнесом заниматься, и так далее.