Молиться за Париж
Политики и эксперты обсуждают, как реагировать на теракты во Франции
В первые же часы после серии террористических атак в Париже, в которых погибли более 120 человек, самым популярных хэштегом в социальных сетях стал #PrayForParis – «молиться за Париж». Уже в субботу за соболезнованиями последовали ряд политических и практических заявлений политиков и экспертов, пытавшихся ответить на вопрос: что делать после крупнейшего в истории современной Франции теракта?
Помочь пострадавшим
К середине дня в субботу было известно о 128 погибших и более 300 раненых. Французская служба крови практически сразу обратилась к жителям страны с призывом стать донорами — сделать это можно в одном из десятков центров в Париже и других городах, а их местоположение можно найти на специальной карте. Для сбора свидетельств очевидцев, в том числе анонимных, а также для тех, кто не может найти своих близких, организована горячая линия и онлайн-приемная на сайте МВД Франции.
По данным посольства РФ во Франции, россиян среди пострадавших нет.
Предотвратить возможное продолжение серии атак
В первые же часы после терактов службы безопасности Франции призвали парижан не выходить на улицу без лишней надобности, если они находятся у себя дома, в гостях или на работе. Туристам рекомендовано оставаться «в местах своего проживания», а тем, кто выезжает из Парижа,— заранее приезжать в аэропорт.
Созванный в экстренном порядке Совет министров принял решение объявить на территории всей страны режим чрезвычайного положения. В общественных учреждениях и на предприятиях была оперативно усилена охрана, в Париж стянуты дополнительные подразделения военнослужащих — более 1,5 тыс. человек — и полицейских. Общественные мероприятия, в особенности те, что были запланированы на открытом воздухе, было рекомендовано отменить. Кроме того, на ближайшие дни в Париже будут закрыты большинство театров и концертных площадок, ряд торговых центров, музеев и туристических достопримечательностей, а в субботу — все парижские школы и вузы. В субботу впервые с 1992 года свою работу прервал парижский парк развлечений Диснейленд.
Как сообщили в посольстве Франции в Москве, после парижских терактов «наблюдение и защита основных мест нахождения французов» будут усилены и в России. Быть осторожными соотечественников за рубежом призвал посол Франции в РФ Жан-Морис Рипер.
Обезопасить границы
Авиа- и железнодорожное сообщение во Франции не прерывается, однако президент страны Франсуа Олланд оперативно объявил о возобновлении пограничного контроля на автомобильных трассах, в поездах, портах и аэропортах. Как отмечают в посольстве Франции в РФ, для туристов из России, имеющих шенгенскую визу, «ничего не изменится»: «Гражданина РФ с шенгенской визой, путешествующего, например, из Берлина в Париж, попросят на границе с Францией повторно предъявить визу».
С призывом «вернуться к контролю своих собственных границ» выступила и глава «Национального фронта» Марин Ле Пен. По мнению многих экспертов, после серии терактов ее позиция, включающая требования жесткого ограничения иммиграции, может найти понимание у многих французов.
В ближайшее время примеру Франции могут последовать другие страны ЕС. Усилить контроль национальных границ внутри Шенгенского пространства уже призвал премьер федеральной земли Баварии Хорст Зеехофер. «Мы должны знать, кто находится на нашей территории и кто проезжает через нашу страну», — пояснил он.
Дополнительные меры безопасности, в особенности в аэропортах, уже приняты также в других странах, в том числе в России, на Украине, в Австрии и Финляндии.
Объявить войну
«Это уже война», — с таким заголовком на передовице вышла в субботу главная парижская газета Le Parisien. Слово «война», до последнего не появлявшееся в лексиконе французских СМИ во время, например, военной кампании в Ливии, на этот раз было легализовано мгновенно.
«Теракты в Париже и у стадиона Stade de France — это акт войны. И перед лицом войны страна должна принимать подобающие решения»,— пообещал президент Франции Франсуа Олланд. «Этот акт войны был совершен террористической армией — организацией "Исламское государство" — против Франции»,— напомнил он (запрещенная в РФ террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) уже взяла на себя ответственность за совершенные теракты).
Тезис о «состоянии войны» повторил в субботу вечером и премьер страны Манюэль Вальс. «Франция находится в состоянии войны с террористами и должна быть готова к повторению попыток терактов»,— заявил он, пообещав, что ВВС Франции продолжат наносить «авиаудары по территории Сирии, целью которых будет ИГ».
Найти виновных
«Мы сделаем все, чтобы помочь выследить исполнителей и организаторов, и будем вместе бороться с этими террористами», — предупредила в субботу, выступая с заявлением по поводу теракта, канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она также пообещала Парижу «всю возможную поддержку» — в том числе по линии спецслужб.
Кто совершил теракты в Париже и с кем были связаны эти люди, сейчас пытаются установить спецслужбы ряда стран ЕС. Как заявил прокурор Парижа Франсуа Моленс, пока что установлена личность только одного террориста — причем он был известен спецслужбам Франции. О других террористах в СМИ попадают отрывочные сведения. Так, по данным газеты Le Figaro, следователи полагают, что у террористов был опыт ведения боевых действий – возможно, в Сирии. В свою очередь, власти Греции подтвердили, что найденный на месте одного из парижских терактов паспорт гражданина Сирии принадлежал человеку, в октябре обратившемуся за убежищем на греческом острове Лерос. А бельгийское издание Derniere Heure сообщает, что трое террористов могли проживать в Брюсселе. Там в субботу полиция провела спецоперацию, в результате которой были задержаны несколько человек. Еще одного мужчину задержали в Баварии: как сообщают СМИ со ссылкой на немецких силовиков, он следовал из Черногории в направлении Франции, и в его автомобиле были обнаружены оружие и взрывчатка.
Как заявил глава МВД ФРГ Томас де Мезьер, события в Париже нельзя увязывать с миграционным кризисом в Европе – или обвинять во взрывах мигрантов. Тем не менее, о связи между приемом беженцев и безопасностью государства не преминули заявить его коллеги из других стран ЕС. Так, польский министр по делам ЕС Конрад Шиманьский заявил: «Критикуемое нами решение Евросовета о размещении беженцев и мигрантов во всех странах ЕС имеет по-прежнему обязательный правовой статус. Учитывая трагические события в Париже, не видим, однако, политических возможностей для их исполнения». Совет по национальной безопасности Латвии на экстренном заседании в субботу также решил, что Рига не будет принимать дополнительное число беженцев – об этом объявил президент страны Раймонд Вейонис.
Объединиться в борьбе с терроризмом
В субботу в Вене стартовала очередная многосторонняя встреча по Сирии с участием глав МИДов около 20 стран, в том числе РФ, США, Египта, Саудовской Аравии, Турции, Ирана и ряда европейских стран.
«Сегодняшняя встреча в Вене должна иметь новое звучание,— заявила в Вене глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини.— Страны, представители которых собрались сегодня за столом переговоров, почти все пережили ту же боль, то же горе и тот же шок в течение последних недель. Париж — вчера, вновь; Ливан — за день до этого; Россия, Египет, Турция — две недели назад; всем ясно, что в этом мы все: европейцы, арабы, Восток и Запад, международное сообщество — все затронуты терроризмом».
«В нынешних условиях более чем когда-либо необходимо координировать международные усилия по борьбе с терроризмом,— заявил и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус.— И одной из целей нашей сегодняшней встречи будет обсуждение конкретных шагов по усилению координации в борьбе с ИГ». При этом он предупредил, что начатые Францией ранее авиаудары по территории Сирии и Ирака будут продолжены.
«События в столице Франции стали подтверждением необходимости координации усилий в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях»,— заявил также министр обороны РФ Сергей Шойгу.
Чем завершились переговоры в Вене
Участники многосторонней встречи по сирийскому урегулированию договорились способствовать проведению прямых переговоров между властями и оппозицией в Сирии и призвали к скорейшему прекращению огня и борьбе с террористами.
Читайте подробнее
Усилить активность на Ближнем Востоке
Как напомнил в Вене глава МИД РФ Сергея Лавров, ранее уже призывавший усилить координацию действий на Ближнем Востоке, теперь для промедления «нет оправданий».
«Я полагаю, что, как сказал (госсекретарь США — “Ъ”) Джон Керри, у нас нет оправданий, чтобы не делать больше, чтобы нанести поражение "Исламскому государству" и "Джебхат ан-Нусре". И я уверен, что эта встреча позволит нам двигаться дальше»,— заявил он по итогам двусторонних переговоров с госсекретарем США Джоном Керри.
По мнению ряда экспертов, события в Париже могут сместить акценты в политике западных стран на Ближнем Востоке. «Сейчас необходимо прекратить выкладывать на стол переговоров вопрос о Башаре Асаде. Сегодня это не актуально. Актуальность состоит в уничтожении "Исламского государства"»,— заявил агентству «Интерфакс» директор Европейского стратегического центра разведки и безопасности (ESISC) Клод Монике.
«Одним из возможных последствий для западной политики может стать сосредоточение главным образом на уничтожении радикальных исламистов ИГ — в то время как второстепенные задачи, такие как смещение президента Башара Асада, будут замяты,— полагает колумнист Financial Times Гидеон Рахман.— Впрочем, дать обратный ход анти-асадовской политике вряд ли будет возможно в ближайшие недели. Куда вероятнее, что политика претерпит изменения в ближайшие месяцы, когда будут усвоены уроки и пройдет настоящий шок от парижских террористических атак».
Изменить политику на Ближнем Востоке призвал Францию и президент Сирии Башар Асад. Встретившись в субботу с группой французских парламентариев во главе с депутатом Национального собрания и членом парламентской комиссии по иностранным делам Тьерри Мариани, он принес соболезнования семьям погибших. «Мы в Сирии как никто другой можем понять, что переживает сейчас Франция: мы страдаем от той же террористической угрозы уже пять лет,— цитируют президента Асада французские СМИ.— Та политика, которую проводила (Франция — “Ъ”) в Сирии в течение пяти лет,— защитила ли она французов?»