Правила игры
в новые способы давления на монополии изучает руководитель группы ТЭКа Юрий Барсуков
Если вам нужно выжать побольше денег в бюджет из экономики, в которой доля госсектора составляет, по разным оценкам, 60-70%, то у вас не так уж много пространства для маневра. Минэкономики предлагает ужесточить правила выплаты дивидендов для госкомпаний, которые и сейчас обязаны отдать акционерам 25% от чистой прибыли. На практике такие выплаты зачастую занижаются разными способами, самый простой из которых — взять за базу чистую прибыль головной компании по РСБУ, а не консолидированную чистую прибыль по МСФО — по всей группе компаний. Минэкономики выступает за то, чтобы базой для дивидендов служила максимальная чистая прибыль вне зависимости от вида отчетности, а для естественных монополий такой базой может служить, например, прибыль, заложенная регулятором при установлении тарифов. В последнем случае размер дивидендов, по сути дела, будет определяться ФАС.
Крупные монополии, которые получают основные доходы в виде тарифа,— это прежде всего инфраструктурные ОАО РЖД, "Россети", "Транснефть". Миноритариев в таких компаниях либо нет, либо крайне мало, то есть подавляющую долю дивидендов будет получать государство. А с учетом того, что государство регулярно вынуждено давать монополиям субсидии, дивиденды можно считать перекладыванием средств из одного госкармана в другой. При этом эти компании постоянно ведут борьбу с регулятором за индексацию тарифов, утверждая, что при низкой индексации им не удастся выполнить инвестпрограммы. ФАС, стремясь утвердить имидж жесткого регулятора, в этом году склонна индексировать тарифы по минимуму. Если эта тенденция продолжится, монополии обречены на низкую чистую прибыль или даже отсутствие таковой, что приведет к низким дивидендным выплатам. Если же ФАС увеличит индексацию тарифов и это приведет к росту дивидендных выплат, то получится, что государство использует тарифы как фискальный инструмент для повышения доходов бюджета, что выглядит абсурдно.
Впрочем, в реальности новый порядок выплаты дивидендов может использоваться и как способ давления на госкомпании. "Сначала нам урезают тарифы, а потом, когда мы получим низкую прибыль или не выполним инвестпрограмму, скажут, что мы плохо работаем, и пришлют "эффективных менеджеров"",— опасается собеседник "Ъ" в одной из монополий. В последние годы, когда рост тарифов замедлился, инфраструктурные монополии все чаще обращаются за прямыми или квазибюджетными субсидиями (например, в виде средств Фонда национального благосостояния) для строительства тех или иных объектов или затыкания дыр в бюджете компании. Теперь Белый дом ужесточает правила изъятия средств из госкомпаний через дивиденды — а за возвращение этих денег обратно в виде субсидий руководителям монополий еще предстоит бороться.