ФАС выходит на Молодежный проспект
Общественники просят отменить конкурс на реконструкцию автодороги к ЧМ-2018
Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» просят Федеральную антимонопольную службу (ФАС) отменить закупку по реконструкции Молодежного проспекта в Нижнем Новгороде. Крупный инфраструктурный проект стоимостью более 4 млрд руб. приурочен к чемпионату мира по футболу 2018 года и призван обеспечить новую качественную трассу к аэропорту. По мнению заявителя, муниципальный заказчик неправомерно объединил различные виды строительных работ в один лот и в Нижнем не найдется подрядчиков, способных заплатить 30% стоимости контракта в качестве обеспечения. В муниципалитете уверены, что такие компании на рынке есть, а разбить единый проект на отдельные виды работ без ущерба для него невозможно.
Активист проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Кулаков просит ФАС России отменить муниципальный заказ на реконструкцию Молодежного проспекта в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Закупка с начальной (максимальной) ценой 4,187 млрд руб. была размещена городским департаментом экономики на прошлой неделе, заказчиком выступает муниципальное Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММиД). Подрядчик, который выиграет конкурс, в течение двух лет должен будет построить участок новой четырехполосной трассы, развязку, три путепровода, в том числе над железной дорогой. Также предусмотрено строительство различных сетей, ливневой канализации, линий освещения и остановок общественного транспорта.
Как рассказал „Ъ“ заявитель Александр Кулаков, начальная максимальная цена договора может быть слишком завышена, а в один лот объединены разнопрофильные работы, требующие разных свидетельств СРО. Так, конкурсная документация от претендентов требует иметь допуски к работам по организации строительства, транспортному строительству, строительству автодорог и объектов инфраструктуры, больших и средних мостов. «Объединение в один лот работ различного вида ограничивает состав участников закупки и может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Нужно разбивать предмет закупки на более мелкие и конкурентные работы, позволяющие подрядчикам заявиться на торги и снизить начальную максимальную цену на 20–25%», — считает активист Кулаков. Кроме того, по условиям закупки генподрядчик в качестве обеспечения исполнения работ должен внести на счет ГУММиДа 30% от стоимости контракта (1,256 млрд руб.) либо предоставить соответствующую банковскую гарантию на весь срок работ. По мнению заявителя, в Нижнем Новгороде не найдется ни одной строительной организации, которая смогла бы вынуть из своего оборота столь крупную сумму, «заморозив» ее на весь срок исполнения контракта, и конкурс явно ориентирован на закупку у единственного участника.
Рассмотрение жалобы в ФАС пока не назначено, подведение итогов муниципального конкурса планируется 7 декабря. Напомним, ранее Александр Кулаков с помощью ФАС добился отмены закупки на проектирование и строительство инфраструктуры московского стадиона «Лужники» к ЧМ-2018.
В ГУММиДе считают, что конкурсная документация их закупки полностью соответствует законодательству. Как разъяснили в муниципальном учреждении, объектом контракта является автомобильная дорога, которая составляет единое целое с земельными участками и искусственными сооружениями (эстакады, мосты и путепроводы), поэтому выделить отдельные виды работ без ущерба для всего проекта невозможно. Что касается размера обеспечения в 30% от начальной цены, он также регулируется нормами 44-ФЗ о госзакупках, а на нижегородском строительном рынке есть организации, которые соответствуют всем требованиям тендера и способны реализовать такой проект. И.о. гендиректора ГУММиД Игорь Монов добавил, что Госэкспертиза дала положительное заключение достоверности сметной стоимости строительства, проектной документации и результатам инженерных изысканий.
Министр транспорта и автодорог Нижегородской области Александр Герасименко также считает, что претензии к заказу ГУММиДа «надуманны». «У нас и строительство Волжского моста, и строительство Южного обхода — это целостные проекты, предусматривающие устройство коммуникаций, земляного полотна, искусственных сооружений и так далее. Это очень крупный объект, который включает в себя очень серьезные искусственные сооружения и развязки, тем более что он соприкасается с будущей высокоскоростной железнодорожной магистралью. Его должны строить компании, которые обладают серьезными средствами. В дорожном строительстве всегда так было, и никто никогда не выделял отдельные виды работ. Конечно, можно сначала вынести и перестроить все коммуникации, потом выкупить все строения, которые попадают под строительство и так далее. Но вы понимаете, что это займет несколько лет, а у нас просто нет времени. Мы должны построить данный объект в довольно сжатые сроки», — сообщил министр.
Управляющий партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев отмечает, что ФАС вправе провести проверку по жалобе, тем более что решение о результатах конкурса еще не принято. «С учетом глобальности данного проекта и необходимости комплексного подхода при его реализации представители ОНФ усмотрели потенциальные риски, связанные с привлечением исполнителя. Действительно, следует признать, что в России, а тем более в Нижнем Новгороде, немного строительных компаний, которые бы соответствовали всем критериям отбора, установленным в конкурсной документации», — отметил юрист.