Работа старых мастеров

1938 Bugatti Type 57C Atalante

Иван Баранцев, фото RM Sotheby's

Фото: RM Sotheby'S

Художник, скульптор, винодел, конезаводчик и автомобильный фабрикант, Этторе Бугатти оставил в наследство нынешним коллекционерам несколько сотен настоящих шедевров на колесах. Купе Atalante, которое вы видите на этих страницах, поедет в любом направлении за пару-тройку миллионов долларов. Такой может стать его молоточная цена на торгах аукционного дома RM Sotheby's, устраиваемых в Нью-Йорке 10 декабря.

Фото: RM Sotheby'S

Когда в конце 90-х концерн Volkswagen взялся за реинкарнацию марки Bugatti, то это выглядело немножко самозванством. Все равно как купить на барахолке портрет царского генерала с эполетами, повесить его в гостиной и говорить всем, что это твой прадедушка. Поэтому нынешняя марка Bugatti, как и большинство остальных автомобильных "реинкарнантов", так далека от своего "предка" - родословная-то придуманная.

Первый автомобиль Этторе построил в 1900 году и сразу же получил за него премию на Международной выставке в Милане. После он работал на фирмах De Dietrich и Deutz, а в 1909 году основал свою фабрику в эльзасском городке Мольсхайм, тогда относившемся к Германии. С началом Первой мировой Бугатти свернул производство, но после войны вернулся в Мюлуз - так стал именоваться ставший французским Мольсхайм.

Фото: RM Sotheby'S

Тем ценнее настоящие Bugatti или, как называл их сам Этторе Бугатти, Pur Sang, то есть "чистокровный" - термин, позаимствованный из конезаводства. Этторе считал, что для него не существует таких понятий, как "слишком красиво" или "слишком дорого". С таким подходом у него получались автомобили, стоящие сегодня, как полотна Рубенса или Рембрандта: шутка ли, но выставленное на декабрьские торги купе Atalante было приобретено нынешним владельцем два года назад на аукционе за $2 035 000.

Секрет успеха марки кроется в семейном таланте. Этторе родился в семье знаменитого итальянского краснодеревщика и ювелирного дизайнера Карло Бугатти, а потом учился в Академии изящных искусств в Милане, где изучал скульптуру. Но стал мастером изящного искусства в другой области - автомобильной. По этой стезе пошел и старший сын Этторе - Жан, именно он и создал тип 57, переработав прежние модели, но сохранив при этом семейный стиль Бугатти.

Это один из редчайших экземпляров Bugatti Type 57C Atalante. Оригинальный, профессионально отреставрированный и с хорошо известной историей.

Type 57 представили в 1934 году. Под капотом стояла рядная "восьмерка" с двумя верхними распредвалами, приводимыми через шестерни в задней части двигателя, и с тремя клапанами на каждый цилиндр. Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 72 и 100 мм соответственно, и такое соотношение, когда диаметр цилиндра значительно меньше хода поршня, было традиционным для длинноходовых моторов Bugatti.

Фото: RM Sotheby'S

Цифры и буквы

Репутация Бугатти складывалась годами непрерывного труда, созданием множества конструкций, победами и поражениями в автоспорте. Он был человеком высокомерным, самоуверенным, упрямым и совершенно нетерпимым к чужому мнению, особенно когда это мнение касалось автомобилей его собственной конструкции. Когда один из заказчиков пожаловался ему, что купленный им Bugatti плохо заводится в холодную погоду, то получил от Этторе не менее холодный ответ: "Если у вас хватило средств на мою машину, то должно хватить и на отапливаемый гараж". Фразы Этторе Бугатти давно стали афоризмами - его слова про тормоза, сказанные в ответ на жалобу одного из клиентов на их вялость, потом будет цитировать своей подружке герой Бельмондо из фильма Жан-Люка Годара "На последнем дыхании". Сам Этторе последний раз вздохнул в 1947 году. За восемь лет до этого погиб его сын Жан - за рулем гоночного Type 57. Некогда прославленная фирма прекратила существование, но остались автомобили Bugatti.

Купе Atalante - самый что ни на есть настоящий Pur Sang. История шасси номер 57766 уже подробно исследована и описана многочисленными историками марки. Цифра 57 означает тип шасси, а 766 - порядковый номер. Всего построили несколько сотен "пятьдесят седьмых", но большая часть из них интересует коллекционеров постольку-поскольку. Оживление наступает, когда становится известно о продаже экземпляра Type 57 с литерным обозначением. Именно такой и выставлен на торги RM Sotheby's.

Фото: RM Sotheby'S

Гаражное хранение

И здесь важна каждая деталь и каждый факт из биографии лота. Шасси номер 57766, тип 57С, кузов купе с собственным именем Atalante. Буковка С говорит нам о том, что двигатель оснащался компрессором и развивал 160 л. с. С ним купе легко преодолевало порог скорости в 200 км/ч. В 30-е годы такими показателями мало кто мог похвастать. Модификаций с компрессором сделали всего лишь 96 штук. Еще меньше приходится на тираж купе Atalante - с таким кузовом построили только 17 экземпляров.

Аталантой звали одну из древнегреческих богинь, она была известна своей красотой и быстротой в беге. Каждому из потенциальных мужей Аталанта предлагала побегать вместе, причем безоружный юноша должен был бежать впереди, а она с копьем следовала за ним. Если она его не настигала, то признавала своим женихом, в противном случае его ожидала неминуемая смерть, поэтому много юношей пало от ее рук.

Фото: RM Sotheby'S

Выставленный на торги автомобиль еще и с биографией. Изначально на шасси 57766 установили кузов кабриолет - в таком виде машина отправилась к первому владельцу, Николасу Эмбирикосу, в Лондон. После войны кабриолет пересек океан и попал в руки к Рэю Мюррею, уже владевшему Bugatti с кузовом купе Atalante, но с мотором без компрессора. Мюррей любил свое купе, но оно всегда казалось ему медленным. Поэтому он снял с кабриолета кузов и на его шасси водрузил купе.

Такие переделки среди автомобилей Bugatti в порядке вещей. Следующим после Мюррея владельцем купе стал коллекционер Штраус. Тот поставил машину в гараж в 1962 году, а вытащили ее оттуда только в 1991-м. Купе отреставрировали и показали на всех возможных конкурсах элегантности - всего в активе машины около двадцати призов. За все эти годы Atalante сменил нескольких владельцев, естественно, на аукционах. И каждый раз все рос и рос в цене. В 2007 году автомобиль ушел с торгов за $852 500. Новый владелец еще повозил его по конкурсам и выставкам, где купе обросло призами и наградами, и итоге продал в 2013 году за $2 млн.

Фото: RM Sotheby'S

Инструкция по применению

Выглядит купе изящно и утонченно - настоящее "ар-деко" на колесах. Радиатор в форме подковы - дань Бугатти любимым лошадкам. Напрочь лишенные какого бы то ни было рационализма пропорции автомобиля вообще и маленькой "кабины" в частности. Подлокотные выгибы в дверях. Решеточки звуковых сигналов в бамперах. Под капотом - полированная гладь блока цилиндров и клапанной крышки, ювелирное соединение проводков и трубочек, идеально ровные ряды заклепок. Такую красоту мог создать только потомственный мебельщик и скульптор Бугатти.

В салоне перед водителем и пассажиром - одна общая "доска" из красного дерева с приборами и переключателями. Запуск машины напоминает ритуал. Сначала надо подвигать рычажки справа от руля: опережение зажигания поставить в среднее положение, а ручной газ потянуть наверх. Затем вытянуть кнопку подсоса. Потом накачать бензин из топливного бака в карбюратор - вручную или электрическим насосом. Поворотом ключа с легким нажимом пустить стартер, и когда мотор заработает, то выключить электробензонасос, поставить ручной газ в среднее положение, а кнопку подсоса задвинуть обратно. Чтобы новый владелец все это не перепутал, к машине обязательно прилагается современная инструкция, в которой подробно расписано, где какие кнопочки.

Чтобы купить это уникальное купе Atalante, не обязательно ехать в Америку, даже если вас нет в санкционном списке. Аукционный дом RM Sotheby's принимает ставки и по телефону. Будущему обладателю Bugatti Type 57C можем только посоветовать купить теплый гараж и не жаловаться на тормоза.

В 2007 году купе продали на аукционе за $852 500, а пять лет спустя на торгах за него дали уже $2 035 000.

В конструкции Type 57 можно найти традиционные для Bugatti изысканные решения, например, передние рессоры, пропущенные через кованую балку моста. Подвеска получалась зависимой, но Этторе это не смущало. Тормоза первоначально были с механическим приводом, и только в 1938 году появился гидравлический, который сам Этторе не очень жаловал, предпочитая привычную "механику" с тягами и тросами.

Фото: RM Sotheby'S

1938 Bugatti Type 57C Atalante



Двигатель, типL8
Рабочий объем, куб. см3257
Мощность, л. с. при об/мин160 при 4000
Колесная база, мм3302
Трансмиссия4 МКП
Скорость, км/ч200
Вся лента