«Съемка, погоня и риск без конца»
Топ-8 фильмов, автомобильные трюки в которых исполняет Мартин Иванов
В списке каскадерских работ в кино у Мартина Иванова значится немало блокбастеров мирового уровня. Мы отобрали те фильмы, где автомобильные трюки наиболее зрелищны, и разузнали, насколько сложны были обстоятельства их съемок.
Превосходство Борна (2004)
Дублер Мэтта Дэймона
Премия "Таурус" за лучший трюк с автомобилем
Это всего лишь второй фильм в каскадерской карьере Мартина Иванова и первый - в его головокружительной голливудской каскадерской карьере. Фильм снимался в Москве, так как по сюжету здесь происходят отдельные события картины. Один из иностранных каскадеров отказался от выполнения сложного трюка. "Под рукой", как говорится, оказался Мартин, который работал тут на второстепенных каскадерских ролях и буквально изнывал от безделья. Иванов не только согласился трюк выполнить, но и сделал это превосходно. А так как к тому же у него с Мэттом Дэймоном довольно похожая внешность, он стал дублером актера в главной погоне. По сюжету герой Дэймона управляет "Волгой" ГАЗ-3110. Большую часть погони снимали в Москве, а ключевую сцену преследования в тоннеле - в Берлине, и снимали ее почти месяц. В съемках принимало участие несколько "Волг", часть из них были с "родными" двигателями и механическими коробками передач. Ими, по словам Мартина, ему было удобнее управлять, чем переделанными "Волгами" с двигателями от старых BMW или Opel и автоматическими коробками передач. В итоге уже за свой первый фильм в Голливуде Мартин Иванов получил самый престижный каскадерский приз - "Таурус".
Ультиматум Борна (2007)
Дублер Мэтта Дэймона
Премия "Таурус" за лучший трюк с автомобилем
Премия Гильдии киноактеров США за лучшую каскадерскую команду
Погоня из третьей части Борна происходит в Нью-Йорке. Для съемок специально перекрывали Пятую авеню и другие респектабельные улицы Манхэттена. Сначала герой едет на Audi, а после того, как разбивает машину, пересаживается в полицейский автомобиль. Хотя эта погоня короче по времени и скромнее по количеству разбитых машин, выглядит она весьма зрелищно, за что и получила сразу два приза.
Квант Милосердия (2008)
Дублер Дэниела Крэйга
Номинация на "Таурус" за лучший трюк с автомобилем
Этот фильм про Бонда начинается сногсшибательной погоней. Первая ее часть происходит в узких тоннелях, съемки проходили на берегу озера Гарда. Вторая - в карьере, ее снимали в самой что ни на есть настоящей каменоломне в окрестностях города Каррара, где мрамор добывают с античных времен. Снимать в карьере было сложно по нескольким причинам. Яркое солнце, отражаясь от многочисленных мраморных крупинок, слепило глаза, а очки по сюжету надеть было нельзя. Более мелкая крошка создавала еще одну трудность, а именно пыль, из-за которой буквально не было видно машин - ни другим водителям, ни оператору. Раз в несколько дублей по съемочной площадке проезжала поливальная машина. После чего пыль превращалась в скользкую грязь. Что было особенно опасно, потому что обрывы в карьере не были огорожены, а лететь с них вниз было весьма высоко. Поэтому постановщик просил каскадеров работать с большим запасом расстояния до края обрыва. Всего в этой сцене снималось порядка восьми разных Aston Martin, для каждого предназначался свой трюк, и каждый был разбит Мартином Ивановым строго согласно съемочному плану. Случайно пострадал лишь один Aston Martin - его, не справившись с управлением, утопил в озере один из механиков, когда перегонял машину. Все, конечно, очень расстроились. Но все расстроились еще больше, когда в фильм вошло около четырех минут погони из тех десяти, что предполагались в самом начале. В итоге была полностью вырезана из фильма одна Alfa Romeo: изначально за Бондом гонятся три машины, а не две, которые вы видим в фильме. Каждая из этих трех машин особенно "погибала" - все это тоже в финальный монтаж фильма не вошло. Многие профессионалы считали, что даже и в таком виде погоня достойна "Тауруса", но почти во всех номинациях в тот год статуэтки забрал фильм про Бэтмена "Темный рыцарь". Впрочем, такому сильному противнику не так уж и обидно проиграть.
Миссия невыполнима: Протокол Фантом (2011)
Дублер Тома Круза
Здесь в сцене погони Мартин Иванов дублирует обоих водителей: как героя Тома Круза, так и того, за кем он гонится. Это стало возможным потому, что одновременно обе машины в кадре не появляются. Чтобы снять песчаную бурю, в которой происходит погоня, на нескольких грузовиках установили огромные вентиляторы, которые расгоняли пыль, сделанную из картона. Порой они работали слишком усердно, и съемки останавливали, так как, кроме этой картонной пыли, больше ничего не было видно. В сцене погони снимали новые модели BMW - X3 и 6-ю серию. Тогда машины еще не были представлены публике, и после каждого дубля их накрывали чехлами - чтобы никто не сфотографировал и не выложил фотографии в интернет раньше положенного времени.
Код доступа "Кейптаун" (2012)
Дублер Райана Рейнольдса
Номинация на премию"Таурус" за лучший трюк с автомобилем
Съемки погонь и автомобильных трюков, как и работа над фильмом в целом, проходили в Кейптауне. Они длились три с половиной месяца, и участникам съемочной группы разрешили взять с собой семьи. Мартин приехал в ЮАР вместе с женой и маленьким сыном, а потому воспоминает о проведенном там времени с большой теплотой. Чего не скажешь о воспоминаниях, связанных с автомобилями. По сюжету герой Рейнольдса, которого дублировал Иванов, уходил от погони на старой "семерке" BMW. Машины для фильма искали по всей Южной Африке, лишь пара из них оказалась более или менее сносного качества, остальные экземпляры - пять или шесть машин - были "убитыми", пробег каждого автомобиля был около 500 000, некоторые ездили буквально "с дымком", некоторые постоянно перегревались. Действие одного из эпизодов разворачивается в трущобах. Для съемок на отшибе настоящих трущоб построили еще пару домиков из фанеры и шифера. В одной из сцен - ночной - есть стрельба. Не все местные жители знали, что у них под носом снимали голливудский блокбастер, и решили, что стрельба - настоящая, потому что у них там такое не редкость. И на всякий случай, для безопасности, легли спать прямо на пол. Утром об этом написали все газеты.
Форсаж 6 (2013)
Дублер героев второго плана
Номинация на "Таурус" за лучший трюк с автомобилем
Номинация на премию Гильдии киноактеров США за лучшую каскадерскую команду
На съемках "Форсажа" работает своя слаженная команда. Поэтому Мартин Иванов лишь пару раз подменил основного дублера Пола Уокера во время съемок сцен погонь в Лондоне и Ливерпуле за рулем Ford Escort. В эпизоде с танком на шоссе, который снимали на Тенерифе, Мартин работал так называемым фоновым водителем: управлял одним из тех автомобилей, что создавали трафик, увертывался на них от танка.
Неудержимые 3 (2014)
Дублер Джейсона Стэтема
Съемки сцен, в которых задействованы автомобили, проходили в болгарском курорте Варна. Джейсон Стэтем, которого дублировал Иванов за рулем старенького грузовика Mercedes-Benz Atego, попросился сам в одной из сцен сесть за руль. Задача была простая: надо было подъехать к причалу - дело происходило в грузовом порту - и остановиться метрах в десяти от воды. Решили порепетировать, на всякий случай Мартина посадили рядом на пассажирское сиденье. В нужном месте Джейсон нажал на тормоз, но тяжелый Atego не спешил останавливаться - чай не легковушка. Стэтем решил, что, может, тормоза отказали, и начал их резко и интенсивно нажимать, вместо того чтобы нажать на педаль плавно и с большим усилием. В итоге грузовик продолжил движение в сторону моря, по дороге снес тележку, которая стояла на рельсах, вместе с камерой, оператором и фокус-пуллером - человеком, который измеряет расстояние от камеры до актера, чтобы изображение было четким. Тележка со всем содержимым упала в воду, а вслед за ней и грузовик со Стэтемом и Ивановым. Глубина у причала была приличная - 15 м. Но болгарские каскадеры среагировали довольно оперативно и извлекли Джейсона из стремительно пошедшего ко дну грузовика. Иванов вылез из кабины без посторонней помощи. Эта сцена вошла в фильм о съемках "Неудержимых 3".
007: Спектр (2015)
Дублер Дэйва Батисты
Мартин Иванов принимал участие в съемках двух погонь: на Jaguar C-X75 за Aston Martin DB10 в Риме, и на Range Rover Sport и Defender в австрийском городе Зельден.
Съемки в Риме были сложны тем, что проходили по ночам в течение месяца - что, конечно, довольно тяжело физически - с середины февраля до середины марта. Шли сильные дожди, из-за которых несколько раз затапливало берег Тибра, где едут автомобили, приходилось останавливать съемки и ждать, пока вода спадет. К тому же было довольно холодно, а в съемочном "Ягуаре" не было печки. Несмотря на то что стекла обрабатывали "антифогом", они все равно постоянно запотевали. А чтобы каскадер не мерз во время работы, в машину установили простенький калорифер с вентилятором.