Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество познакомят с ЕАЭС
Дмитрий Медведев представит Россию на саммите в Маниле
На Филиппинах сегодня открывается саммит лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В 2012 году подготовка аналогичного мероприятия во Владивостоке была для российского руководства одним из приоритетов. Но в этот раз президент РФ на саммит АТЭС не полетел — впервые за 13 лет. Эксперты отмечают: в последний год российская внешнеполитическая повестка по большей части сжалась до проблем Европы и Ближнего Востока, а объявленный ранее "поворот на Восток" забуксовал. Впрочем, премьер Дмитрий Медведев едет на саммит не с пустыми руками: Россия представит главам стран АТЭС свои достижения в области интеграции на постсоветском пространстве. Ключевой же темой может стать конкуренция торговых блоков под эгидой США и Китая.
Нынешний председатель АТЭС — Филиппины — выбрал главной темой саммита "инклюзивное развитие", то есть уменьшение разрыва между богатыми и бедными как внутри стран объединения, так и между ними. Приоритетами председательства стали развитие человеческого капитала, выход малых предприятий на глобальные рынки, создание устойчивых сообществ и ускорение экономической интеграции. В рамках этой повестки представители 21 страны АТЭС провели за год, прошедший с момента предыдущего саммита (он состоялся в Пекине), более 200 встреч в десятках рабочих групп.
Россия по сравнению с другими членами объединения в 2015 году подошла к саммиту не в лучшей форме. В РФ высочайшая среди всех членов группы годовая инфляция (по данным Росстата на 9 ноября, она составляет 15,5%, среднее значение по АТЭС — 1,8%). А импорт, по данным Федеральной таможенной службы, с января по октябрь упал в годовом выражении на 37,9% (в среднем по АТЭС +2,4%). Наконец, согласно опросам Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, российские эксперты хуже всех оценивают перспективы своей экономики. 58,3% респондентов ожидают, что в 2016 году рост будет меньше, чем в 2015 году (средний показатель негативного настроя в мире — 37,7%, а в США спада ожидают лишь 6,6% опрошенных).
Несмотря на это, представители России сделали все, чтобы представить ее, в хорошем смысле этого слова, азиатской державой. По данным "Ъ", на состоявшейся вчера министерской встрече АТЭС в качестве успехов было названо создание в РФ территорий опережающего развития и объявление Владивостока "свободным портом". Россия также достигла соглашения о сотрудничестве с Банком БРИКС и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, а также "состыковала" Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и китайский проект Шелкового пути.
Чтобы не оставить сомнений в заинтересованности Москвы в сотрудничестве даже с отдаленной от нее Юго-Восточной Азией, российские делегаты на встречах АТЭС напомнили о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Вчера первый зампред правительства Игорь Шувалов добавил, что такая зона будет создана и с Сингапуром. Как заявила в беседе с "Ъ" директор Российского центра исследований АТЭС при РАНХиГС Наталья Стапран, Москва в этом году дебютировала на саммите с темой евразийской интеграции. "АТЭС — площадка для обмена опытом, и с созданием ЕАЭС у нас появилась возможность говорить от имени успешного интеграционного блока",— сообщила она.
Решение Владимира Путина не лететь на саммит в этом году застало экспертов врасплох. Официальной причиной была названа оптимизация графиков президента и премьера, но большинство опрошенных ранее "Ъ" аналитиков (см. "Ъ" от 13 ноября) сочли, что президент России просто не придает мероприятию большого значения. Впрочем, президент Центра исследования Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) Сергей Санакоев полагает, что причины могли быть и более глубокими. "Сейчас в регионе идет конкуренция двух проектов: американского Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и китайского Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Возможно, Владимир Путин решил, что стоит отойти в сторону и посмотреть, как будут развиваться события",— заметил эксперт.
Негласное соревнование между ТТП и ВРЭП действительно стоит в центре внимания на нынешней встрече. Оба соглашения формально части единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли, создаваемой в рамках АТЭС, и претендуют примерно на одни и те же страны. Однако конкуренция между ВРЭП и ТТП пошатнула перспективы формирования единого торгового пространства. 5 октября 12 стран подписали соглашение о создании ТТП, тогда как ВРЭП еще находится на этапе согласования интересов участников. Тем не менее Владимир Путин в статье, опубликованной вчера в ведущих изданиях стран АТЭС, раскритиковал американскую инициативу. По его мнению, "конфиденциальный характер переговоров о создании ТПП вряд ли помогает устойчивому развитию в АТР".
Другой ожидающийся конфликт, который может активно обсуждаться на саммите,— между Китаем и Филиппинами, организовавшими встречу на высшем уровне. Государства спорят по поводу принадлежности островов в Южно-Китайском море. 29 октября Филиппинам удалось добиться рассмотрения дела в постоянной палате третейского суда в Гааге. Китай юрисдикцию суда по этому вопросу не признал. Профессор Австралийского национального университета Питер Дрисдейл в беседе с "Ъ" заметил, что конфликт "вряд ли выплеснется наружу, но явно оттянет на себя значительную часть дипломатических усилий Пекина".