Малой кровью
Правила игры
В условиях, когда цена импортного оборудования резко выросла на фоне падения рубля, лизинг остается эффективным инструментом для обновления основных фондов в корпоративном секторе российской экономики. В первую очередь для системообразующих отраслей — нефтегазовой, металлургической промышленности и машиностроения. Кроме того, появились и новые тренды — лизинг стал востребованным инструментом для покупки IT-оборудования, позволив компаниям перевести эти траты из капитальных в операционные. Эксперты прогнозируют, что в условиях кризиса, когда главная проблема компаний, развивающих производство,— это дефицит ликвидности, востребованность лизинга, позволяющего минимизировать ее отток, будет расти.
Кризис заставил лизингополучателей экономить. Резкое падение рубля привело к тому, что все импортное оборудование подорожало. Напомним, курс национальной российской валюты из-за санкций и падения цен на нефть по итогам 2014 года упал по отношению к доллару и евро на 72,2% и 51,73% соответственно, до 56,24 руб. за доллар и 68,37 руб. за евро.
В результате основной тенденцией 2015 года стал поиск более дешевого оборудования среди клиентов лизинговых компаний. "Лизингополучатели весь год искали варианты приобретения нового, но произведенного ранее оборудования со скидками",— отмечает Галина Майер, управляющий директор "Райффайзен-Лизинга".
Рост расходов на импортное оборудование отразился на работе предприятий: обновление основных фондов существенно замедлилось. Крупных проектов, для которых требуется техника и оборудование, стало меньше, что не могло не отразиться на рынке лизинга. Как отмечают эксперты, лизинг стал менее активно использоваться в нефтегазовом секторе, металлургии и машиностроения, однако все большую популярность приобретает лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего, горнодобывающего и металлургического оборудования.
Между тем, по данным Дмитрия Зотова, генерального директора "Трансфин-М", доля каждой из отраслей — машиностроения, металлургии и нефтегазовой промышленности — в общем объеме нового бизнеса на рынке лизинга пока невелика, в пределах 1-2%. "Причина такой низкой доли лизинга в сегменте оборудования заключается в том, что оно, как правило, уникальное и, следовательно, имеет более низкую ликвидность, чем автотранспорт или воздушные суда, например. Зачастую в случае изъятия и демонтажа оборудование значительно теряет в цене, и продать его в последующем очень сложно",— поясняет эксперт.
Между тем, по мнению Ивана Спицкого, заместителя директора по корпоративным продажам и продажам малотоннажных автомобилей "Панавто" (официальный дилер "Мерседес-Бенц"), наиболее активно лизинговыми инструментами пользуются в отраслях, связанных с транспортом: авиа-, железнодорожной, наземной грузовой и пассажирской техникой.
"Необходимость транспортировки технических грузов, готовой продукции и людей присутствует практически во всех сферах бизнеса,— поясняет эксперт.— Лизинг позволяет компаниям оптимизировать процесс налогообложения и расходы, направляя свободные средства на приоритетные направления развития". В свою очередь, лизингодатели предлагают дополнительные скидки от производителей и программы, основанные на государственных субсидиях, что позволяет лизингополучателям заключить сделки на выгодных условиях.
Не менее востребован лизинг и в сфере строительства — именно девелоперы стали первыми компаниями, активно и массово использующими этот инструмент для обновления своих фондов. "Основной предпосылкой послужил бум строительной деятельности, высокие темпы расходования полезного ресурса спецтехники и как результат высокая потребность в обновлении парка техники",— поясняет Александр Лысенко, начальник отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания".
Строительная техника как предмет лизинга выгодна и лизингодателю: она имеет высокую ликвидность, поэтому в случае необходимости ее легко изъять и реализовать на вторичном рынке. Как отмечает Оксана Евтушевская, руководитель программы "JCB Finance в России и СНГ", с начала года рост доли продаж по программе JCB Finance (по приобретению спецтехники от производителя) растет. "В текущей ситуации некоторые клиенты иногда рассматривают покупку подержанной техники вместо новой. Но благодаря лизингу от производителя можно рассчитывать на покупку новой машины на привлекательных условиях",— отмечает представитель компании.
Между тем помимо сложившихся тенденций на рынке лизинга наблюдаются и новые: Игорь Мельниченко, директор по развитию IТ-компании "Системный софт", отмечает рост популярности лизинга IT-оборудования. "Для компаний-клиентов это хорошая возможность перевода затрат на IT из капитальных в операционные",— поясняет эксперт. По его словам, это важно для отраслей, в которых затраты на IT занимают значительную часть бюджета,— кредитно-финансовых учреждений, страховых и телекоммуникационных компаний, то есть любой отрасли, в которой необходимо хранить и обрабатывать большое количество данных, строить и поддерживать ЦОДы (центр обработки данных.— "Ъ") и т. д. "Необходимость в защищенных системах хранения данных (которые можно приобретать по лизинговым схемам) также сейчас испытывают все компании, подпавшие под действие 152-ФЗ о защите персональных данных россиян,— а это практически любой сектор экономики",— поясняет господин Мельниченко.
При этом на рынке лизинга для таких сделок все чаще используется необычная схема лизинговых сделок, при которой риски берет на себя не конечный заказчик, а компания-партнер — системный интегратор, который занимается поставками оборудования. Таким образом, в схеме сделки помимо заказчика присутствует традиционная цепочка вендор--дистрибутор--интегратор--компания-лизингодатель. Однако разница состоит в том, что договор с лизингодателем заключает интегратор, который предоставляет заказчику оборудование в аренду. В результате лизингополучатель получает возможность использовать дорогое оборудование, не покупая его, а арендуя, и может в любой момент отказаться от него.
Востребованность лизинга в кризис обеспечивает относительная скорость прохождения сделки для лизингополучателей, которая выше, чем при оформлении банковского кредита. Как отмечает Александр Михайлов, старший вице-президент "Европлана", финансовая аренда дает возможность компаниям приобрести транспорт и технику с нулевым удорожанием, низким авансом и ежемесячным платежом. Как напоминают участники рынка, ставки лизинга напрямую коррелируются со снижением ключевой ставки Центробанка (с января 2015 года к настоящему моменту она сократилась на 6%): так, сейчас минимальный ежемесячный платеж может составлять от 8%. Кроме того, дополнительное обеспечение, которое банк потребует по кредиту, при лизинге — это сам предмет финансовой аренды.
Что касается производителей, то лизинг помогает промышленности работать, расширяя для нее возможности сбыта, говорит Дмитрий Зотов. Так, по данным эксперта, в структуре продаж автотранспорта и спецтехники доля лизинга при покупке спецтехники и грузового автотранспорта составляет порядка 30-40%, в вагоностроении этот показатель равен 75%.
По мнению участников рынка, популярность лизинга в кризис будет только расти. Ведь преимущества этого способа финансирования для обновления фондов становятся более очевидными, чем в стабильные времена. По словам генерального директора компании "Газпромбанк Лизинг" Максима Агаджанова, сегодня все больше поставщиков, желая увеличить сбыт своей продукции, идут навстречу крупным лизинговым компаниям и предлагают для их клиентов более выгодные условия поставки. "Особенно это касается производителей оборудования российского производства",— добавляет эксперт.
Как поясняет глава "Контрол лизинга" Дмитрий Тимофеев, общая тенденция сегодня — это дефицит ликвидности, особенно острый в компаниях, развивающих производство. Лизинг позволяет минимизировать отток ликвидности за счет сокращения трат на приобретение техники, ежемесячные платежи и аванс. Расходы по лизинговым платежам можно отнести на себестоимость, тем самым уменьшив налоговую прибыль, а также принять к зачету НДС в лизинговых платежах.