Большая перемена
Тема / Образование
Выбор учебного заведения для ребенка — головная боль для родителей
Учебный год в муниципальных школах Москвы начинается для всех родителей с головной боли: нужно купить тетради и пластилин, проследить, не поменялся ли цвет школьной формы, снова перепроверить расписание дополнительных занятий в балетной студии, в школе карате или мастерской по искусству. И даже те родители, которые, казалось бы, в состоянии организовать работу огромных корпораций, в сентябре с грустью и растерянностью в глазах говорят: "Давай отложим все дела до октября: сейчас я со школой разберусь!"
Грусть и растерянность... именно эти чувства я испытала в сентябре, когда приехала в муниципальную школу N1253 с углубленным изучением английского языка, начальную школу которой окончила моя дочь, чтобы забрать документы. Прожив до своих семи лет в двуязычной семье, несмотря на многочисленные летние школы за границей, занятия с носителями языка с трех лет и маму--преподавателя английского, моя дочь не просто имела "тройку" по английскому по окончании начальной школы — она наотрез отказывалась говорить на иностранном языке.
Летом мне попалась на глаза статья одного из профессоров кафедры возрастной психологии МГУ о психологическом "уходе" из школы — явлении, когда ребенок практически полностью теряет интерес к урокам. По его словам, многие дети по-настоящему учатся уже с четырех-пяти лет и всего около 25% детей идут в первый класс с радостными ожиданиями, остальные — с тревожными. К ноябрю число тех, кто ждет от школы чего-то хорошего, сокращается до 17%, и с каждым годом ситуация только ухудшается. Сегодня, к концу первого класса теряя связь с реальностью и личный интерес, дети психологически "уходят" из школы.
"Вы же с нами с первого класса, почему уходите?" — спрашивает меня директор теперь уже бывшей школы, сидя вполоборота и продолжая подписывать многочисленные документы. "Вам что, это действительно интересно?" — почему-то с нескрываемой обидой говорю я. Да, я обижена в целом на систему. На то, что низкая оплата труда преподавателей является сегодня оправданием невнимания некоторых учителей к нашим детям. На то, что знания, которые дети получают в наших школах, не связаны ни с реальными потребностями детей, ни с жизнью. На то, что школьное образование умозрительно. Детям навязывают окостеневшие, устаревшие способы познания мира. Что в наших муниципальных школах вот здесь — знания, а здесь — жизнь.
Я обижена на то, что выбор у меня невелик. Муниципальная или частная школа в Москве с русскими учителями, школа за границей или международная школа в Москве с преподающими иностранцами.
Мы пьем чай с моей приятельницей Викой Манасир в ее Vikiland Family Club на Большой Татарской, 7 — ее проблема умножена на три: дочь и двоих сыновей: "Мы учились как в частных, так и в государственных учреждениях. Сначала в Московской экономической школе, почти сразу перевелись в гимназию N1239. В платной школе я столкнулась с очень высокомерным отношением родителей к учителям — видимо, по причине финансового неравенства и проистекающего из него мнимого чувства превосходства. Школа могла лишиться очень хорошего педагога из-за прихотей родителей. У большинства же детей в подобных школах, увы, не совсем адекватно расставлены приоритеты. Многим было важнее сравнить, у кого круче и новее телефоны или одежда, чем быть сосредоточенными на учебе и здоровом общении со сверстниками. И, конечно, когда к некоторым детям приставлена многочисленная охрана с оружием, процесс обучения становится довольно абсурдным. Все это мне лично претит, и я считаю, что невозможно получить нормальное образование в таких условиях".
Мой выбор школы в августе нынешнего года был довольно спонтанным. Откровенно говоря, я не пыталась отобрать правильное учебное заведение, а хотела убежать из прежней муниципальной школы. Несколько встреч с директором и завучем Cambridge International School в Сколково, тесты для дочери, практически индивидуальная программа по адаптации и, как ни странно, общее настроение на школьной линейке 1 сентября под лозунгом "Support, Understanding, Love" дали ощущение, что дочери здесь будет хорошо и, скорее всего, ей будет легче... и мне будет легче, несмотря на то что теперь в школу придется добираться 30-40 минут вместо привычных 5.
"Мы тоже рассматривали вариант международной школы",— говорит Вика. "Причина отказа от него на самом деле элементарна — дорога в школу. По моему мнению, ребенок не должен тратить более 15 минут на дорогу, иначе, зная ритм жизни нашего города, дети просто будут жить в машине, чего категорически не хочется. Сэкономленное время лучше инвестировать в дополнительные занятия или хобби. Другой причиной отказа от подобной школы явился уровень знания языка детьми почти на уровне носителя. У моих детей пусть и хорошие базовые знания и разговорный язык, но грамматика хромает, что уж говорить о других предметах, для которых требуются очень высокие и узкоспециализированные знания языка".
В Cambridge International School эту проблему решили следующим образом: в программу продленного дня включили два бесплатных предмета на выбор, начиная от театрального искусства и заканчивая шахматами, а также организовали на базе школы дополнительные групповые и индивидуальные занятия, в том числе по предметам. Продленка работает до 17.00 и включает обязательное четырехразовое питание по российским стандартам учебных заведений.
Многим позже я узнала, что Cambridge International School — это еще и единственная школа в Москве, в которой ученики могут получить два аттестата сразу: международный и российский, а также единственная Кембриджская школа в Москве, которая не только предоставляет доступ к тестам, но и работает по программе Y1-Y13 и аккредитована на преподавание программы Cambridge International Curriculum для всех возрастов (другие англоязычные школы в Москве работают по базовой британской программе British National Curriculum).
В итоге, окончив начальную школу, выбор Вики для своих детей пал на небольшую школу-пансион в Великобритании: "Заведение очень уютное и домашнее, условия, в которых должны находиться дети, строгие, но при этом с огромным выбором активностей, дополнительных предметов, поездок и других разносторонних увлечений. Непривычно, что дети живут в другой стране — первое время было тяжело, им в первую очередь, но эффект от самостоятельной жизни уже виден невооруженным глазом, это стоило того, чтобы немного перетерпеть в период адаптации".
Последние два-три года я тоже подумывала о школах-пансионах. И даже если можно игнорировать тот факт, что хорошая школа, например, в Великобритании или Швейцарии будет стоить целое состояние (обучение за год составит примерно 4-5 млн руб.), адаптацию проходят не все. Сын Даши Лисиченко, Фонд ОРБИ, "Город-Сад", кажется, совершил невозможное и поступил в одну из лучших школ мира — школу-пансион для мальчиков Harrow. "Основной плюс — комплексность развития, физического наряду с академическим, Глеб заинтересовался фехтованием, игрой на гитаре, актерским мастерством, рисованием. В России на все это у него просто не хватило бы времени. Прекрасно решаются вопросы взаимоотношений и конфликтов между учениками, ни один проступок или некорректное поведение не остается незамеченным. В русских школах подобные ситуации предпочитают просто не замечать".
В нынешнем году Даша забрала Глеба из Великобритании и перевела в одну из старейших московских гимназий. "Для нашей семьи школа-пансион — это все же общежитие. Мой сын сильно уставал от палаты на девять человек, к тому же у него начался переходный возраст. Он однозначно дал нам понять, что хотел бы жить в семье, в России, среди своих друзей и подруг (!). Да и мы поняли, что, не имея в силу занятости возможности видеть ребенка хотя бы каждые выходные, мы рискуем совсем потерять с ним контакт".
Общая школьная идеология в России не меняется последнюю сотню лет. Школы становятся гимназиями, объединяются по территориальному признаку, вводятся в программу специализированные предметы, внедряют технологии, электронные дневники, меняют директоров и учительский состав, но при всех модернизациях точкой отсчета остается программа, навязываемая экспертным сообществом без учета потребностей самого ребенка, а аспект воспитания исчезает "из программы".
В конце октября для моей дочери закончился первый семестр в новой школе. Она дважды стала лучшей ученицей за неделю в своем классе, получив Star of the Week. Но не это обрадовало меня больше всего. На забеге Cambridge Run Fest 2015, который организовала школа в Мещерском парке, я удивилась, увидев не только весь учительский состав, но и директора в спортивной форме на разминке. "Мама, ничего удивительного. Мы каждый день утром перед уроками читаем книги. Все читают: дети, учителя... так вот мистер Рустем, наш директор, тоже читает. У него и кабинет с большим стеклянным окном, и мы всегда можем прийти к нему с любым вопросом". Хочешь воспитать ребенка — начни с себя. А в школе — с директора. Не этого ли мы ждем, отправляя наших детей по утрам в школу.