Первой сделкой самолеты
Региональные власти продают самолеты авиакомпании «Эйр Самара»
Правительство Самарской области выставило на продажу парк воздушных судов региональной авиакомпании «Эйр Самара». Это три самолета Beechcraft King Air 350, приобретенных в лизинг в сентябре 2013 года за 1,5 млрд рублей. «Эйр Самара» осуществляла полеты только полгода: в феврале Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании. Авиаперевозчик занимался только коммерческими перевозками, анонсированное областными властями включение «Эйр Самара» в программу региональных перевозок так и не состоялось. Эксперты отмечают, что у региональной авиакомпании не было будущего.
Вчера на заседании комитета по строительству Самарской губернской думы министр транспорта и автомобильных дорог региона Иван Пивкин сообщил, что правительство Самарской области приняло решение о продаже парка воздушных судов авиакомпании «Эйр Самара» (ОАО, принадлежит региональным властям) — трех самолетов Beechcraft King Air 350, приобретенных в лизинг в сентябре 2013 года за 1,5 млрд рублей.
Долгое время ОАО «Эйр Самара» существовало только на бумаге: у авиакомпании не было ни одного самолета, отсутствовала лицензия на право осуществления воздушных перевозок, а в штате числился только один человек — генеральный директор. Согласно первоначальным планам, «Эйр Самара» должна была начать полеты весной 2011 года, позже назывался срок до зимы 2013 года. Власти Самарской области планировали начать работу ОАО по сертификату «Мордовских авиалиний», с которыми планировалось объединить самарского перевозчика. Однако в феврале 2013 года Росавиация аннулировала лицензию мордовского перевозчика, и идея слияния авиакомпаний сошла на нет.
В июле 2014 года «Эйр Самара» получила сертификат эксплуатанта, а через месяц приступила к коммерческим перевозкам пассажиров. По замыслу областных властей, «Эйр Самара» в прошлом году должна была активно включиться в программу региональных перевозок. Однако недостаточное количество самолетов не позволяло ей начать регулярные перевозки пассажиров.
Эту проблему должно было решить слияние «Эйр Самары» с ООО «Авиакомпания „Когалымавиа“» (выполняет полеты под брендом MetroJet). Однако, по неизвестным причинам, которые в облправительстве не поясняют, слияния так и не произошло. А в феврале этого года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта самарской авиакомпании. Произошло это после того, как в ноябре 2014 года при выполнении перегоночного рейса по маршруту Ульяновск — Самара (без пассажиров) в аэропорту Курумоч самолет ОАО «Эйр Самара» не смог выпустить шасси. В марте самарская авиакомпания попыталась обжаловать решение Росавиации в суде, однако позже по неизвестным причинам отозвала иск.
То недолгое время, пока у самарской авиакомпании был сертификат эксплуатанта, она перевозила пассажиров на трех самолетах Beechcraft King Air 350. Правительство Самарской области приобрело их для «Эйр Самара» в сентябре 2013 года по результатам соответствующего аукциона. Договор аренды трех самолетов был заключен с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), которая была единственным участником конкурса. Три самолета обошлись самарской авиакомпании в 1,5 млрд рублей. Договор лизинга был заключен на десять лет. Согласно ему, первый платеж за три самолета составил 148,5 млн рублей. Со второго по 60‑й лизинговый период ежемесячно из бюджета Самарской области ГТЛК должно было получать не более 4,3 млн рублей за каждое воздушное судно, с 61‑го по 120‑й — не более 3,5 млн рублей. Таким образом, на сегодняшний день региональные власти заплатили ГТЛК не более 450 млн рублей.
«У нас было несколько вариантов. Россия попала под санкции ЕС и США, поэтому возникла проблема с ремонтом и обслуживанием самолетов (Beechcraft King Air 350 — самолет американского производства. — „Ъ“). Кроме того, все помнят инцидент, который произошел в самарском аэропорту Курумоч, после чего ОАО „Эйр Самара“ лишили сертификата эксплуатанта. Поэтому сейчас суда продаются, а порядка 80 % потраченных на них средств будут возмещены в бюджет региона», — пояснил господин Пивкин. На заседании комитета он уточнил, что речь идет о порядка 300 млн рублей. Однако в областном Минтрансе „Ъ“ вчера пояснили, что эта сумма еще не просчитывалась.
По мнению экспертов, региональные власти имеют право продать самолеты, которые находятся в лизинге, но по какой схеме они будут реализованы, зависит от условий сделки с ГТЛК. В последней на запрос „Ъ“ вчера не ответили. «Не исключаю, что возможна реализация одного из двух сценариев. По первому — правительство Самарской области может досрочно завершить действие договора лизинга, затратив при этом собственные средства, после чего, получив в собственность авиапарк, реализовать его. Второй вариант подразумевает наличие договоренности с лизингодателем, который может допустить передачу обязательств третьему лицу. Оно в свою очередь условно „купит“ борты у „Эйр Самара“, то есть фактически возьмет на себя обязательства лизингополучателя», — объясняет директор инвестиционно-банковского департамента QB Finance Дмитрий Кипа.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко недоумевает, почему правительство Самарской области одной из причин продажи самолетов называет санкции ЕС и США. По его словам, они никак не отразились на ремонте и обслуживании американских воздушных судов в России, а вот проект «Эйр Самара», по мнению господина Крамаренко, изначально был обречен на провал.