BMW забуксовала в горах
Грозненский суд присудил покупателю автомобиля рекордную компенсацию
Районный суд Грозного обязал российского импортера BMW "БМВ Русланд Трейдинг" выплатить почти 30 млн руб. покупателю за отказ расторгнуть договор купли-продажи из-за технической неисправности автомобиля. Это рекордная сумма в спорах автобизнеса с покупателями. В BMW расценивают случившееся как "потребительский экстремизм", который может стать опасным прецедентом для всей отрасли.
Ленинский районный суд Грозного постановил расторгнуть договор купли-продажи от 6 февраля 2011 года, заключенный между ООО "Группа компаний "Независимость"" и Яхитой Садулаевой о приобретении BMW 523i. Об этом говорится в решении суда от 29 октября (копия есть у "Ъ"). Суд также постановил взыскать с импортера BMW ООО "БМВ Русланд Трейдинг" 3,4 млн руб., включая штраф 1,1 млн руб. и стоимость автомобиля — почти 2,3 млн руб., а также пеню за просрочку исполнения требования о замене товара на новый в размере 26,8 млн руб.
Как говорится в решении, в марте 2011 года У. В. Садулаев приобрел у "Группы компаний "Независимость"" BMW 523i за 2,27 млн руб. В мае того же года владелец обнаружил "серьезный дефект" в работе автоматической трансмиссии и обратился в "Независимость". Дилер принял автомобиль на диагностику, после чего указал на необходимость замены коробки передач. В доказательство этого владелец предоставил суду акт выполненных работ от 8 июля. Там отмечена дата заказа деталей 29 мая и ориентировочное время их отгрузки — июнь-июль того же года. 1 августа 2011 года владелец BMW обратился в "Группу компаний "Независимость"" с просьбой заменить "некачественный товар" на аналогичный автомобиль той же комплектации по причине "нарушения сроков ремонта" и "невозможности использовать автомобиль более 30 дней". В сентябре дилер пригласил владельца автомобиля на повторную диагностику, а через три дня сообщил об отсутствии недостатков в работе АКПП. Собственник этому не поверил, отправившись в другой дилерский центр BMW, где выяснил, что у автомобиля была заменена АКПП. Позднее были получены документы, подтверждающие ремонт.
"Продавец автомобиля... сообщил истцу заведомо ложные сведения о статусе гарантийного ремонта и, действуя под видом проверки качества, без согласия потребителя произвел замену коробки передач",— говорится в решении.
В сентябре 2011 года владелец просил "БМВ Русланд Трейдинг" и BMW Group Russia расторгнуть договор купли-продажи автомобиля, но импортер ответил отказом. 23 июня 2015 года Яхита Садулаева, которая ранее стала владельцем автомобиля, обратилась в Ленинский суд Грозного с иском на 50 млн руб. Суд пришел к выводу, что ее автомобиль имел "существенный недостаток", стоимость его устранения составляла более 10% цены автомобиля (АКПП ZF GA8HP45Z стоила 262 тыс. руб.). При этом срок устранения недостатка составил 63 дня, хотя по закону на это отведено не более 45 дней. Представитель ответчика заявил, что госпожа Садулаева нарушила правила подсудности дела, поскольку она зарегистрирована в Москве. Кроме того, он указал на нарушение сроков исковой давности. Представитель истца попросил суд восстановить срок исковой давности, поскольку владелица BMW 523i "юридически неграмотная, много времени занял переезд из Москвы в Грозный".
В итоге суд удовлетворил исковые требования частично, снизив размер штрафа в 14,7 раза, пени — на 15% и отказав в удовлетворении компенсации морального ущерба. Представитель Ленинского суда вчера не ответил на запрос "Ъ", связаться с адвокатом истца не удалось.
В BMW Group Russia намерены оспаривать решение суда. "С нашей точки зрения, это потребительский экстремизм. Для нас очень важно, чтобы подобный случай не стал прецедентом, который поставит под угрозу иностранный автобизнес в России",— утверждают в BMW Group Russia. Представитель ГК "Независимость" заявил, что ему известно о решении суда, но в деле он не участвует.
"Владельцы Audi и Range Rover отсуживали крупные суммы, но 27 млн руб. пени — это абсолютный рекорд",— говорит председатель совета директоров ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов. Вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев также не слышал о подобных штрафах. "Нужно решить вопрос об учете в размере штрафа амортизации машины. При расторжении договора зачастую нужно возвращать сумму как за новый автомобиль",— отмечает он.
"Взыскание неустойки в размере 26,8 млн руб. противоречит сложившейся судебной практике. Неустойка должна быть соразмерной, не превышать сумму обязательства и не должна быть способом зарабатывания денег. Она должна отвечать критериям разумности и целесообразности",— считает старший юрист юридической компании "Приоритет" Анна Лаврухина. По ее словам, апелляция не может переоценить решение суда первой инстанции, и BMW остается настаивать на пропуске срока исковой давности.