МАССОВЫЙ ТИРАЖ

ГИЛЬОШЕ

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА

Принято считать, что рисунки гильоше, лаконично и уместно украшающие часовой циферблат,— это эстетическое новшество, которое ввел главный часовщик всех времен и народов Абрахам-Луи Бреге. С одной стороны, это правда: стиль Бреге, который он придумал в противовес украшательству прежних часовых лет (разноцветные эмали, драгоценные камни), действительно немыслим без рисунков гильоше. Как он немыслим без ставших легендарными стрелок формы "яблоко Бреге" или улыбающейся "мордочки Луны", к примеру. Однако, с другой стороны, гильоше (от французского слова guilloche, что обозначает "узор волнистых линий") происходит изначально из архитектуры готики и раннего Ренессанса (guilloche там называлась мельчайшая резьба колонн или же портиков), а потом — уже из типографского ремесла. Трудоемкими рисунками гильоше мастера покрывали редкие книги для того, чтобы защитить их от возможной дешевой подделки.

Часы с рисунками гильоше, разумеется, выпускались и до Бреге. Впрочем, они были по-настоящему редкими. Настоящими, нарядными, парадными, наиболее престижными считались те модели, у которых на крышках часовых луковиц были расписные эмалевые красотки в расстегнутых корсажах и бравые военные красавцы, а также экзотические представители фауны и флоры. Не менее важным считалось и драгоценное обрамление часов. Пухлые часовые луковицы изготавливались из золота (реже — из серебра), корпуса их — если и не были украшены эмалью, то были непременно резными, особенно крышки, украшавшиеся бриллиантами и другими ценными камнями. Подобная пышная, практически барочная часовая "архитектура" (как это хорошо видно из экспозиции первых этажей музея Patek Philippe в Женеве) родилась еще в эпоху гугенотов. Гугеноты, бежавшие из католической Франции, единственно допустимым украшением считали часы.

Вопрос — почему именно Бреге стал так часто использовать на циферблатах рисунки гильоше? Причем самые разнообразные — от прямых до волнистых. Причем часто разные рисунки гильоше сочетались в одних и тех же часах. Ответ на этот вопрос простой: Бреге был не только гениальным инженером, но и прозорливым бизнесменом и ему хотелось удешевить свой продукт, сделать его в хорошем смысле более массовым. Подчеркну: не дешевым, а более массовым, чтобы как можно больше клиентов смогли получать товар его парижской фирмы Breguet & Fils. На всех заказчиков эмалевых красавиц и бриллиантов не напасешься, а вот хороший гильоше дорогого будет стоит. Со временем циферблат, на котором есть рисунки гильоше, стали называть "циферблатом в стиле Бреге". Что же, маленький часовой гений из парижского Сите вполне заслужил и это.

Вся лента